Идея создания федерального оператора дорожных камер на базе дочки «Ростеха» компании «ГЛОНАСС БДД», выяснил “Ъ”, вновь лоббируется правительством, после того как была забракована год назад. По поручению главы государства Минкомсвязь готовит соответствующий проект распоряжения кабмина. Губернаторам направлены тарифы, по которым предполагается работать с оператором, главы субъектов должны «подтвердить заинтересованность» в заключении контрактов. Эксперты объясняют, что речь идет о рынке услуг объемом 10–15 млрд руб. Его участники предупреждают: «Фактически будет разрушена конкурентная и эффективно регулируемая отрасль».
Минкомсвязь готовит распоряжение правительства о назначении ООО «ГЛОНАСС БДД» единым исполнителем контрактов по установке и обслуживанию камер фиксации нарушений ПДД. Соответствующее письмо (есть у “Ъ”) в конце апреля ведомство направило в Росавтодор (отвечает за камеры на федеральных дорогах), а также главам Татарстана, Калининграда, Санкт-Петербурга, Псковской, Самарской, Калужской, Нижегородской областей, Северной Осетии — Алании, Ямало-Ненецкого (ЯНАО) и Ханты-Мансийского автономных округов (ХМАО). Федеральный чиновник, знакомый с ходом работы над постановлением, подтвердил “Ъ”, что письма были отправлены. «Рабочую переписку не комментируем»,— заявили “Ъ” в Минкомсвязи.
Сегодня в ряде регионов (Московская, Курганская, Рязанская области, Ингушетия, Чечня) комплексы фиксации нарушений устанавливают и обслуживают частные компании в рамках госконтрактов или концессий. Среди крупных игроков — «Ростелеком», Vessolink, «Ситроникс», «Мегафон», «МВС Груп». Инвестиции компании возвращают за счет денег, которые отчисляются из вынесенных с помощью камер штрафов (например, в Московской области «МВС Груп» получает 233 руб. за постановление). В 2019 году «Ростех» обратился к Владимиру Путину с предложением определить ООО «ГЛОНАСС БДД» (дочерняя компания госкорпорации) единственным поставщиком услуг по установке и обслуживанию камер. Президент поручил эту идею проработать правительству, против нее выступили все участники рынка, а также вице-премьер Максим Акимов и глава Минкомсвязи Константин Носков, работавшие тогда в Белом доме.
В «Ростехе» от идеи не отказались, а после смены правительства изменилась и позиция Минкомсвязи.
«Работаем в рамках поручения президента»,— заявили “Ъ” в ведомстве. Ранее «Ростех» и «Ростелеком» не могли договориться о схеме работы в новых условиях, поясняет “Ъ” источник, знакомый с ситуацией, теперь споры урегулированы, работа над распоряжением продолжилась. В «Ростелекоме» ситуацию не комментируют.
«ГЛОНАСС БДД», следует из письма, предлагает регионам следующие тарифы за сотрудничество с единым оператором:
Регионы должны подтвердить «заинтересованность в указанной модели контрактации» и определить ответственный орган власти, которому предстоит обосновать цену будущего контракта с ООО «ГЛОНАСС БДД», следует из письма. «Нам известно о факте отправки такого письма,— заявили “Ъ” в "ГЛОНАСС БДД".— В случае принятия положительного решения компания будет готова исполнить государственные контракты».
Ассоциация производителей и операторов систем фотовидеофиксации ОКО (учреждена в марте 2020 года, в нее входят компании «МВС Груп», «Симикон», «Технологии распознавания», «Ольвия», «Вокорд») проект раскритиковала. «Значительная часть компаний будет вынуждена уйти с рынка,— предупреждают в ассоциации.— Фактически будет разрушена конкурентная и эффективно регулируемая отрасль». В условиях отсутствия конкуренции у оператора не будет «экономических стимулов для улучшения уровня оказания услуг», отмечают в организации. Действующий рынок услуг фиксации нарушений в ОКО называют «сложившимся и успешно развивающимся»: его годовой объем составляет 7–10 млрд руб., в нем участвует более 50 интеграторов и компаний.
Неудивительно, что «Ростех» продолжает бороться за этот рынок, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, не исключая, что его объем может достигать и 15 млрд руб.
У госкорпорации есть собственные технологии распознавания номеров, поэтому создание единого оператора «убьет не только рынок операторов, но и рынок производителей комплексов», считает эксперт: «Это, в свою очередь, остановит научные работы по совершенствованию камер». Регионам работать с небольшими местными компаниями проще, продолжает Петр Шкуматов, например, когда надо оперативно устранить неисправность комплекса. «Жаловаться на работу госкорпорации чиновники будут просто бояться»,— считает он.
В правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа подтвердили, что получили письмо Минкомсвязи, но предлагаемая схема региону не подходит. «У округа есть ряд особенностей, среди которых отсутствие необходимой инфраструктуры (электросетей, каналов связи рядом с местом установки камер), значительная удаленность мест подключения к населенным пунктам, а также сложные климатические условия»,— сообщили в пресс-службе правительства. ООО «ГЛОНАСС БДД» не имеет структурных подразделений на территории округа, что «повлечет необходимость привлечения субподрядчиков и, соответственно, увеличение стоимости услуг по обслуживанию камер», говорят в ЯНАО. В правительстве ХМАО также подтвердили, что получили предложение Минкомсвязи и рассматривают его. Получить комментарий от остальных регионов вчера не удалось. В Росавтодоре заявили “Ъ”, что ознакомились с обращением Минкомсвязи. «Федеральная дорожная сеть укомплектована собственными камерами фотовидеофиксации правонарушений, их насчитывается более 1 тыс. единиц,— пояснили в ведомстве.— Новой массовой установки камер фиксации нарушений не планируется. Государственные контракты на обслуживание оборудования в большей своей массе уже заключены».
Минкомсвязь готовит распоряжение правительства о назначении ООО «ГЛОНАСС БДД» единым исполнителем контрактов по установке и обслуживанию камер фиксации нарушений ПДД. Соответствующее письмо (есть у “Ъ”) в конце апреля ведомство направило в Росавтодор (отвечает за камеры на федеральных дорогах), а также главам Татарстана, Калининграда, Санкт-Петербурга, Псковской, Самарской, Калужской, Нижегородской областей, Северной Осетии — Алании, Ямало-Ненецкого (ЯНАО) и Ханты-Мансийского автономных округов (ХМАО). Федеральный чиновник, знакомый с ходом работы над постановлением, подтвердил “Ъ”, что письма были отправлены. «Рабочую переписку не комментируем»,— заявили “Ъ” в Минкомсвязи.
Сегодня в ряде регионов (Московская, Курганская, Рязанская области, Ингушетия, Чечня) комплексы фиксации нарушений устанавливают и обслуживают частные компании в рамках госконтрактов или концессий. Среди крупных игроков — «Ростелеком», Vessolink, «Ситроникс», «Мегафон», «МВС Груп». Инвестиции компании возвращают за счет денег, которые отчисляются из вынесенных с помощью камер штрафов (например, в Московской области «МВС Груп» получает 233 руб. за постановление). В 2019 году «Ростех» обратился к Владимиру Путину с предложением определить ООО «ГЛОНАСС БДД» (дочерняя компания госкорпорации) единственным поставщиком услуг по установке и обслуживанию камер. Президент поручил эту идею проработать правительству, против нее выступили все участники рынка, а также вице-премьер Максим Акимов и глава Минкомсвязи Константин Носков, работавшие тогда в Белом доме.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
об этой ситуации ранее.В «Ростехе» от идеи не отказались, а после смены правительства изменилась и позиция Минкомсвязи.
«Работаем в рамках поручения президента»,— заявили “Ъ” в ведомстве. Ранее «Ростех» и «Ростелеком» не могли договориться о схеме работы в новых условиях, поясняет “Ъ” источник, знакомый с ситуацией, теперь споры урегулированы, работа над распоряжением продолжилась. В «Ростелекоме» ситуацию не комментируют.
«ГЛОНАСС БДД», следует из письма, предлагает регионам следующие тарифы за сотрудничество с единым оператором:
- создание системы фиксации нарушений «с нуля» — 1,2–2,6 млн руб. за комплекс;
- передача информации о нарушениях в ГИБДД — 65–150 тыс. руб. в месяц с каждой камеры;
- обслуживание существующей системы —15–60 тыс. руб. в месяц за комплекс;
- аренда камеры — 65–150 тыс. руб. в месяц.
Регионы должны подтвердить «заинтересованность в указанной модели контрактации» и определить ответственный орган власти, которому предстоит обосновать цену будущего контракта с ООО «ГЛОНАСС БДД», следует из письма. «Нам известно о факте отправки такого письма,— заявили “Ъ” в "ГЛОНАСС БДД".— В случае принятия положительного решения компания будет готова исполнить государственные контракты».
Ассоциация производителей и операторов систем фотовидеофиксации ОКО (учреждена в марте 2020 года, в нее входят компании «МВС Груп», «Симикон», «Технологии распознавания», «Ольвия», «Вокорд») проект раскритиковала. «Значительная часть компаний будет вынуждена уйти с рынка,— предупреждают в ассоциации.— Фактически будет разрушена конкурентная и эффективно регулируемая отрасль». В условиях отсутствия конкуренции у оператора не будет «экономических стимулов для улучшения уровня оказания услуг», отмечают в организации. Действующий рынок услуг фиксации нарушений в ОКО называют «сложившимся и успешно развивающимся»: его годовой объем составляет 7–10 млрд руб., в нем участвует более 50 интеграторов и компаний.
Неудивительно, что «Ростех» продолжает бороться за этот рынок, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, не исключая, что его объем может достигать и 15 млрд руб.
У госкорпорации есть собственные технологии распознавания номеров, поэтому создание единого оператора «убьет не только рынок операторов, но и рынок производителей комплексов», считает эксперт: «Это, в свою очередь, остановит научные работы по совершенствованию камер». Регионам работать с небольшими местными компаниями проще, продолжает Петр Шкуматов, например, когда надо оперативно устранить неисправность комплекса. «Жаловаться на работу госкорпорации чиновники будут просто бояться»,— считает он.
В правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа подтвердили, что получили письмо Минкомсвязи, но предлагаемая схема региону не подходит. «У округа есть ряд особенностей, среди которых отсутствие необходимой инфраструктуры (электросетей, каналов связи рядом с местом установки камер), значительная удаленность мест подключения к населенным пунктам, а также сложные климатические условия»,— сообщили в пресс-службе правительства. ООО «ГЛОНАСС БДД» не имеет структурных подразделений на территории округа, что «повлечет необходимость привлечения субподрядчиков и, соответственно, увеличение стоимости услуг по обслуживанию камер», говорят в ЯНАО. В правительстве ХМАО также подтвердили, что получили предложение Минкомсвязи и рассматривают его. Получить комментарий от остальных регионов вчера не удалось. В Росавтодоре заявили “Ъ”, что ознакомились с обращением Минкомсвязи. «Федеральная дорожная сеть укомплектована собственными камерами фотовидеофиксации правонарушений, их насчитывается более 1 тыс. единиц,— пояснили в ведомстве.— Новой массовой установки камер фиксации нарушений не планируется. Государственные контракты на обслуживание оборудования в большей своей массе уже заключены».