Цифровые маркеры по 199.2 УК РФ

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.020
Репутация
11.695
Реакции
61.859
RUB
50
Территориальным органам ФНС стали доступны маркеры для выявления признаков преступления связанного с сокрытием имущества от взыскания, а именно, статья 199.2 УК РФ.


В условиях тотального роста задолженности, особенно по итогам налоговых проверок, очень нужная и своевременная вещь.

И если раньше, ещё несколько лет назад и ФНС и следствие смотрели на проблему очень узко, вспоминая про этот состав только тогда, когда налогоплательщику уже было выставлено требование, истёк срок его исполнения и начинался вывод имущества, либо когда при наличии решений о приостановлении операций по счетам и инкассовых поручений налогоплательщики тупо просили своих контрагентов кидать оплату не им на счёт, а третьим лицам, то теперь на эту проблему смотреть начинают все шире.

Понятно, что разработанные и предложенные территориям маркеры это лишь некий семафор, свет которого предлагает инспектору изучить вопрос более детально, однако бизнесу в любом случае есть над чем задуматься.

Пока запущены следующие маркеры:

- движение денег по счетам при наличии решений о приостановке этих самых операций,

- вывод имущества при наличии задолженности,

- сокрытие выручки (пока непонятно, как он будет срабатывать),

- сокрытие дебиторки (гипотетически понятен алгоритм по компаниям на ОСНО, но непонятно как сработает на спецрежимниках),

- появление имущества после вынесения приставами акта о невозможности взыскания ввиду отсутствия имущества.

Естественно, что каждое срабатывание маркера приведёт к необходимости ручного разбора ситуации, сбора определённых документов, чтобы направить правоохранительным органам какую-то фактуру.

И если прогон денег по счетам со снятием на ту же зарплату сотрудникам вроде как 199.2 не образует, это допустимая законом операция из-за очерёдности платежа, то схематоз с той же уплатой налога за 3 лицо в бюджет с последующим вытаскиванием этой переплаты, вполне может образовать и состав 199.2 УК РФ.

Прятать имущество и выручку и ранее было уголовно наказуемое деяние, но и очень трудновыявляемое, так как все имущество, как правило, если и было, то выведено уже до образования задолженности, а перепрятать выручку (как в принципе и дебиторку) особого труда не составит, если бизнес готовился к таким последствиям и заранее озаботился легендированием таких финансовых операций.

Другое дело что спонтанная уступка прав требования, всякого рода цессии и расчёты с кредиторами за счёт средств дебиторов уже при наличии задолженности, это конечно критичный шаг, так как может привести к уголовным последствиям.

Насчёт последнего маркера, сложно сказать, есть ли такие отчаянные бизнесмены, которые решили завести имущество на компанию с долгами перед бюджетом, наверное, в этой жизни бывает всякое, возможно у кого-то было в практике, для автора это что-то за гранью реальности.

Исключением тут наверное может стать только имущество, информация о котором ранее отсутствовала у налоговых органов и приставов, но, как правило, регистрируемое имущество выводится до появления задолженности, а нерегистрируемое, если и будет обнаружено, то ничего не мешает сделать задним числом договор купли-продажи такого имущества.

Кроме того, срабатывание маркеров наверняка станет предметом мониторингов со стороны УФНС, а потому любое некорректное срабатывание так же возложит на сотрудников и большой пласт работы по перепроверке маркера, а чем больше перепроверять руками, тем ниже качество такой проверки.

Эффективность работы всех этих маркеров покажет время, но в любом случае, у бизнеса появился новый повод задуматься о последствиях в случае возникновения задолженности, либо потенциальной угрозы его возникновения.

Для того, чтобы минимизировать шквал негативных последствий, нужно своевременно принимать решение о стратегии работы с бизнесом, который планируется бросить с долгами или при наличии возможности получить задолженность по итогам контрольных мероприятий.

О том, какие основные действия могут предприниматься ФНС мы писали здесь -
 
Каждый маркер получил расшифровку критериев, которые заложены в основу их срабатывания и к тем, что описали ранее, прибавился ещё один - превышение заработной платы над начисленной.


Это как раз то самое вытаскивание денег через выдачу заработной платы, теперь такое вытаскивание денег будет поводом срабатывания маркера вывода денежных средств из под взыскания.

Что касается остальных маркеров:

➡️ Движение денег по счетам
при наличии решений о приостановлении, такое конечно возможно только при сговоре с банком, либо при выводе на ту же зарплату, в каких ещё случаях банк разрешит гонять деньги при получении решения налоговиков о приостановлении операций, мне лично непонятно.

➡️ Вывод имущества - ну это что-то за гранью фантастики, никто не держит имущество до выставления требования об уплате, единственное, сюда добавили критерий - выявление незарегистрированного имущества (правда непонятно, кто и как это имущество должен выявить).

➡️ Сокрытие выручки - набор примитивных обстоятельств: поиск взаимозависимых и аффилированных лиц, оценка движения денег по счетам таких лиц и анализ расчётов по ККТ.

➡️ Сокрытие дебиторки - тоже предельно ясный алгоритм работы, вопрос опять кто и откуда будет брать информацию о такой дебиторке (её ведь надо ещё верифицировать).

Ну имущество и имущественные права, обнаруженные после того, как приставы развели руками, тоже маркер из области фантастики.

По всем критериям всех маркеров имеется примечание об их полностью автоматическом срабатывании и обновлении.

15 октября был срок направления отчёта о наличии/отсутствии замечаний к работоспособности маркеров.

А к 15 декабря уже нужно представить полную раскладку по направлению материалов в правоохранительные органы с обязательной расшифровкой, какой маркер сработал для передачи правоохранителям.

Кто не направит ни одного материала, будет предан анафеме поставлен на вид наруган как следует, ибо если отчитались об успешном тестировании, будьте добры, отрабатывайте и давайте конкретный результат.

❗ А тех, кто при наличии маркеров не передадут в правоохранительные органы ни одного материала, наверняка заставят писать объяснение о причинах игнорирования маркеров.

Конечно, можно накидать материалов в УЭБиПК, дабы показать хоть какой-то результат, но в отчетной форме таблицы предельно ясные строки для заполнения - возбуждено уголовных дел, сумма - отказано в возбуждении уголовных дел, сумма, причина отказа, сведения об обжаловании постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.

В этой связи, сотрудникам СК следует ожидать в скором времени слепленных на коленке материалов, направленных для галочки, так как 15 декабря не за горами.

Конечно, где-то в регионах СК щёлкает такие материалы как орешки, выискивая лишь повод, докручивая остальное в ходе возбужденного уголовного дела (когда и ущерб уже поохотней гасят), но где-то в регионах с налоговиков требуют полностью отработанный материал, который можно возбудить, немного причесать и направить в суд.

❗ Для таких регионов заваливание материалами на основании сработавших "чудо-маркеров" вряд ли станет большой радостью, да и вынесенные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела наверняка будут обжаловаться.

Автоматическая работа маркеров, выявление оснований для передачи материалов в правоохранительные органы это штука хорошая, но собирать результаты срабатывания маркеров в такой краткосрочной перспективе рановато.

Тот же СК, если получит материал 15 ноября и позднее, может рассматривать его в течении 30 суток, то есть предельный срок рассмотрения материалов и их результат будут заведомо вне зоны отчетной даты по представлению регионами информации в ЦА ФНС.

Да и всем известно, что спешка в закидывании материалов в следствие, равно как и спешка следствия в возбуждении уголовного дела может привести к отрицательному росту показателей совместной работы ФНС и СК, чему уделяется немалое внимание ЦА ведомств.

С учётом озвученных сроков ожидания результатов, опять работа ради работы.
 
Сверху Снизу