Подробно рассмотрим все достоинства и недостатки многообещающей технологии.
Метавселенную часто описывают как неизбежную эволюцию Интернета. Но что вообще такое метавселенная и чем она станет в будущем?
Представьте себе виртуальный мир, в котором миллиарды людей живут, работают, делают покупки, учатся и взаимодействуют друг с другом — не вставая при этом с дивана в физическом мире.
В этом мире компьютерные экраны, которые мы сегодня используем для подключения к всемирной информационной сети, становятся порталами в осязаемый трёхмерный виртуальный мир, похожий на реальную жизнь, только больше и лучше. Цифровые копии нас самих, или аватары, могут свободно перемещаться по этому виртуальному миру, стирая любые границы взаимодействия.
Всё это обычно и подразумевается под метавселенной, однако, несмотря на всеобщую шумиху, сегодня она не существует в той ипостаси, в которой была описана выше. Тем не менее, постепенно всё к тому и идёт, медленными, но верными шагами.
В этой статье мы рассмотрим, как подготовиться к приходу метавселенной, когда это произойдёт, и как грамотно трансформировать под неё свой бизнес.
Бум нейросетей случился быстро и неожиданно. То же самое может произойти и с метавселенной, поэтому нужно быть заранее готовыми к тому, что может ждать нас в недалёком будущем.
Помимо Meta, в концепцию метавселенных вкладывают миллиарды долларов различные технологические гиганты, включая Google, Microsoft, Nvidia и Qualcomm.
Консалтинговая компания McKinsey & Company оптимистично прогнозирует, что к 2030 году экономика метавселенных может достичь 5 триллионов долларов. Ожидается, что электронная коммерция станет доминирующим двигателем отрасли, а игры, развлечения, образование и маркетинг в метавселенной станут важными аспектами, определяющими её дальнейшее развитие.
Сегодня компании используют термин «метавселенная» для обозначения множества различных типов расширенной онлайн-среды. Они варьируются от онлайн-видеоигр, таких как Fortnite, до новых виртуальных рабочих мест, таких как Microsoft Mesh или Horizon Workrooms от Meta.
Вместо единого общего виртуального пространства текущая версия метавселенной представлена как мультивселенная, то есть множество метавселенных с ограниченной функциональной совместимостью, поскольку каждая из них разрабатывается разными компаниями.
Одновременное сочетание бесконечного энтузиазма компаний и глубокой неуверенности в том, в каком конкретно виде метавселенная придёт в нашу жизнь, вызывает неоднозначную реакцию общественности на это перспективное явление.
Вопросов к технологии пока много. Например, будет ли метавселенная в конечном итоге сильно отличаться от того цифрового опыта, который мы имеем сегодня? И если да, будет ли готово человечество к тому, чтобы каждый день проводить долгие часы в громоздкой гарнитуре, перемещаясь по цифровому пространству.
Как бы то ни было, футурологи утверждают, что, хотя метавселенная ещё только начинает своё развитие, а фундаментальные технические барьеры для её работы ещё существуют, рано или поздно она всё же случится и громко заявит о себе на весь мир.
«Очевидно, что это одно из самых ожидаемых технологических достижений предстоящего десятилетия», — сказал Дэйв Райт, директор по инновациям IT-провайдера ServiceNow.
От того, как сложится метавселенная, будут зависеть такие факторы, как степень взаимодействия между виртуальными мирами, переносимость данных, управление и пользовательские интерфейсы.
Лорен Любецки, старший менеджер Bain & Company, выступая на сессии о метавселенной на саммите MIT Platform Strategy Summit 2022, высказала свои опасения по поводу развития данной технологии, включающие вероятность для метавселенной остаться областью нишевых приложений, используемых потребителями для развлечений и игр, но далёких от всеобъемлющей виртуальной реальности. Впрочем, это лишь один из возможных сценариев развития метавселенной.
Ещё неизвестно, станут ли VR и AR основными интерфейсами метавселенной, однако свою роль в её становлении и развитии они точно сыграют. В настоящее же время доступ ко многим ранним представителям метавселенных без полного погружения можно получить через игровые платформы, такие как Fortnite или Roblox. А одними из самых громких VR-опытов построения метавселенной являются
В рамках этой роли VR может поддерживать различные варианты использования метавселенной. Например, виртуальная реальность может сочетаться со смежной областью технологии цифровых двойников, которая позволяет организациям создавать виртуальные представления (копии) физических помещений, устройств, машин или процессов.
Промышленная метавселенная способна перенести цифровые копии реальных объектов в более широкую виртуальную среду, охватывающую машины, фабрики, продукты и цепочки поставок.
Промышленный дизайн является одним из многообещающих применений метавселенной. Организации могут использовать VR для рассмотрения последствий различных проектных решений, создавать моделируемые прототипы, чтобы избежать затрат на создание физических и т.п.
Виртуальная реальность может быть использована для обучения сотрудников различных производств, например, технике безопасности, особенно когда цена ошибка — чья-то жизнь. Работники на линии сборки, например, могут тренироваться в виртуальной среде перед тем, как попасть в реальный цех.
Сотрудники служб экстренной помощи могут использовать VR для отработки сценариев, например, стихийных бедствий — для тренировок в безопасной среде.
В медицине же VR позволит малоопытным хирургам повторять определённую процедуру так часто, как это потребуется, что существенно сократит время обучения и повысит итоговые навыки врача.
В общем, снижение затрат и рисков является одним из ключевых преимуществ использования виртуальной реальности на рабочем месте, и появление метавселенной должно лишь поспособствовать повсеместному внедрению такой практики.
Так, исследование консалтинговой компании PwC показало, что участники обучения мягким навыкам, которые прошли его в виртуальной реальности, справились с этим в четыре раза быстрее, чем те участники, которые занимались в обычном классе.
В том же исследовании было отмечено, что прошедшие курс в VR участники затем были на 275% более уверены в своих мягких навыках. Большая уверенность обусловлена не только использованием иммерсивного подхода, но и способностью учащихся неоднократно практиковать навыки в комфортной для них обстановке.
Действительно, обучение, скорее всего, станет важным плодом развития метавселенной, учитывая возможность виртуализации любых сценариев, особенно дорогостоящих или трудоёмких для воссоздания в физическом мире.
В своей статье «7 лучших технологий для разработки метавселенной» писательница-технолог Эстер Шейн перечислила основополагающие компоненты, которые, по её мнению, окажут наибольшее влияние на развитие метавселенной в течение следующего десятилетия. Этими технологиями стали:
Метавселенная же, в свою очередь, не конкурирует с Интернетом — она опирается на него. Интернет — это то, чем люди так или иначе продолжат пользоваться, находясь внутри метавселенной.
Однако вместо валюты NFT может представлять собой произведение искусства, песню или цифровую недвижимость. NFT даёт владельцу своего рода цифровой документ или доказательство права собственности, которое можно купить или продать в метавселенной.
Metaverse Group позиционирует себя как первая в мире компания виртуальной недвижимости. Он действует как агент, облегчающий покупку или аренду недвижимости или земли в нескольких виртуальных мирах метавселенной. Предложения включают конференц-залы и коммерческие помещения, художественные галереи, семейные дома и «места для тусовок».
В то время как метавселенная создала возможности для новых компаний, таких как Metaverse Group, предлагать цифровые товары, известные традиционные компании также постепенно подключаются к процессу виртуализации. Например, Nike приобрела RTFKT, стартап, который производит единственные в своём роде виртуальные кроссовки.
Nike также сотрудничает с Roblox, вместе компании построили цифровой мир «Nikeland», где поклонники Nike могут играть в игры и одевать свои аватары в фирменную спортивную одежду.
«NFT и блокчейн закладывают основу для цифровой собственности», — сказал Ник Донарски, соучредитель Ore System, онлайн-сообщества геймеров, создателей контента и разработчиков игр. «Владение своей реальной личностью перейдёт в метавселенную, и этим средством станут NFT».
Meta. «Теперь мы будем метавселенной, а не просто Facebook», — написал генеральный директор Марк Цукерберг в своём объявлении об изменении бренда в октябре 2021 года. Это важное изменение, поскольку оно означает, что пользователям в конечном итоге не понадобится учётная запись Facebook для использования других сервисов в метавселенной. Среди других продуктов, не связанных с Facebook, Meta уже продала миллионы своих VR-гарнитур Meta Quest для навигации по метавселенной.
Цукерберг также заявил, что компания стремится ускорить разработку фундаментальных технологий, включая социальные платформы и творческие инструменты, необходимые для «оживления метавселенной». Так, после того, как в конце 2021 года появилась новость о ребрендинге, Meta запустила Horizon Worlds — VR-пространство, в котором пользователи могут перемещаться в виде цифрового аватара. Компания также предоставила разработчикам инструменты для создания дополнительных виртуальных миров.
Скептики считают масштабные инвестиции Meta в метавселенную авантюрой, поскольку в условиях сегодняшней нестабильной экономики компания сильно рискует. Однако Марк Цукерберг, похоже, уверен, что за этим будущее, иначе не пошёл бы на ребрендинг и весьма ощутимые риски для своего бизнеса.
Epic Games. Создатели популярного онлайн-шутера Fortnite и программного обеспечения Unreal Engine для разработки игр имеют несколько другое представление о метавселенной, в отличие от той же Meta. Компания хочет предоставить пользователям общее пространство для взаимодействия друг с другом, не делая акцента на рекламу.
Пока что у Epic Games нет какого-либо готового VR-решения в сфере метавселенных, однако компания активно экспериментирует с концепцией метавселенных в Fortnite, где разработчики с некой периодичностью устраивают концерты знаменитых музыкантов, таких как Travis Scott, Ariana Grande и Eminem.
Microsoft. У «мелкомягких» метавселенная пока что тоже находится в зачаточном состоянии. Представленная в мае 2023 года платформа Microsoft Mesh
Платформа включает в себя набор инструментов на базе искусственного интеллекта для создания и взаимодействия цифровых аватаров, управления сеансами, пространственной визуализации, синхронизации между несколькими пользователями и «голопортации» — технологии 3D-захвата, которая позволяет пользователям реконструировать и передавать высококачественные 3D-модели людей в реальном времени.
Microsoft активно работает с компанией Accenture над созданием иммерсивных пространств с поддержкой Mesh. Accenture, в свою очередь, ежегодно нанимает более 100 000 человек и использует Microsoft Mesh для адаптации новых сотрудников. Сотрудники встречаются в Teams, чтобы получить инструкции о том, как создать цифровой аватар и получить доступ к One Accenture Park, общему виртуальному пространству, которое является частью процесса адаптации.
Футуристическое пространство, напоминающее парк развлечений, включает в себя центральный конференц-зал, виртуальный зал заседаний и цифровые монорельсовые дороги, по которым новые сотрудники добираются до различных выставок.
В своём обзорном блоге за 2021 год бывший глава Microsoft Билл Гейтс отметил, что у большинства людей нет очков виртуальной реальности и перчаток для захвата движения, которые могли бы точно передать выражение их лица, язык тела и качество голоса. А ведь пока продукт не получит массового распространения, говорить о преобразовании концепции метавселенных во что-то большее — явно не стоит.
Тем не менее, Гейтс предсказал, что в ближайшие годы большинство виртуальных встреч перейдут от двумерных изображений в условном Zoom к трёхмерному пространству, в котором участники будут выглядеть как цифровые аватары.
Как именно будет выглядеть настоящая метавселенная? Как будет осуществлён бесшовный переход между мирами, поддерживаемыми разными компаниями, и будет ли доступен такой переход в принципе? А может текущие игроки рынка объединятся и создадут единое цифровое пространство с нуля? В таком случае, кто и как будет контролировать это пространство? Пока что вопросов куда больше, чем ответов на них.
Пока что метавселенная остаётся предметом активных дискуссий. Сторонники технологии верят, что метавселенная улучшит нашу жизнь, предоставив возможность получить опыт, которого мы не могли бы получить в физическом мире. Скептики же рассматривают метавселенную просто как расширение цифрового опыта, который мы имеем сегодня, как новое развлечение, но никак не как «геймчейнджера» в естественных взаимодействиях между людьми. Более того, скептики опасаются усиления текущих проблем социальных сетей, включая кампании по дезинформации, аддиктивного поведения и склонности к насилию.
В исследовании от 2022 года, проведённом исследовательским центром Pew, было опрошено 624 технологических новатора, бизнес-лидеров и активистов о влиянии метавселенной к 2040 году.
Ответы разделились примерно поровну. 54% респондентов ожидают, что метавселенная станет полностью иммерсивным и хорошо функционирующим аспектом повседневной жизни как минимум для полумиллиарда человек во всём мире. Оставшиеся 46% опрошенных заявили, что такого не произойдёт, по крайней мере к 2040 году.
Аналогичным образом, опрос 4600 лидеров бизнеса и технологий, проведённый компанией Accenture, показал, что 71% руководителей считают, что метавселенная окажет положительное влияние на их организацию, однако только 42% считают, что это действительно станет прорывом или трансформационным развитием.
Ранние исследования показывают, что простой перевод существующих офисов в виртуальный 3D-эквивалент хоть и может сохранить темпы взаимодействия между сотрудниками, однако может вызвать тошноту и укачивание.
Укачивание в виртуальной реальности может возникнуть, когда мозг конечного пользователя получает противоречивые сигналы о самостоятельном движении в цифровой среде.
Предприятиям также следует подготовиться к решению проблем пользовательского опыта, таких как так называемый эффект экранной двери, который затрудняет использование гарнитур виртуальной реальности, создавая вид сетки, напоминающий взгляд через сетчатую дверь. Выбор гарнитуры с более высоким разрешением и разрешением дисплея может минимизировать этот эффект.
Тем не менее, если всё сделать правильно, технологии метавселенной могут укрепить дух товарищества удалённых работников, ускорить взаимодействие и обучение, уменьшить потребность в офисных помещениях и сделать работу в целом более приятным процессом.
Метавселенная также обязательно приведёт к сокращению рабочих мест, что потребует от компаний переподготовки работников.
Как объяснил эксперт по безопасности Эшвин Кришнан, нынешнее отсутствие правил конфиденциальности для метавселенной представляет множество рисков для бизнеса и пользователей, в том числе следующие:
Потребителям же придётся приложить усилия, чтобы понять политику безопасности и конфиденциальности данных. Как посещаемых компаний, так и платформ метавселенной, на которых они расположены.
Временные рамки появления полноценной работающей метавселенной пока что не определены. Прогнозы экспертов сильно расходятся — от ближайших нескольких лет до 2040 года и даже позже.
Очевидно, что метавселенная откроет новые возможности для бизнеса в сферах торговли, маркетинга, управления персоналом, производства. Но в то же время метавселенная потребует от компаний вложений в переобучение сотрудников, закупку оборудования для полного погружения и решения серьёзных проблем безопасности данных.
Метавселенная может коренным образом улучшить жизнь людей, предоставив доступ к виртуальным впечатлениям и опыту, недоступному в реальности. С другой стороны, есть опасения, что она также усилит существующие проблемы социальных сетей и интернет-зависимости.
Таким образом, метавселенная — это амбициозный проект, последствия которого сложно предвидеть. Готовиться к её приходу стоит начать уже сейчас, обсуждая и вырабатывая подходы к минимизации потенциальных рисков и максимальному использованию возможностей этого явления.
Ответственное и взвешенное отношение к разработке метавселенной определит, произведёт ли она новую технологическую революцию или станет источником новых опасностей для человечества.
* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.
Метавселенную часто описывают как неизбежную эволюцию Интернета. Но что вообще такое метавселенная и чем она станет в будущем?
Представьте себе виртуальный мир, в котором миллиарды людей живут, работают, делают покупки, учатся и взаимодействуют друг с другом — не вставая при этом с дивана в физическом мире.
В этом мире компьютерные экраны, которые мы сегодня используем для подключения к всемирной информационной сети, становятся порталами в осязаемый трёхмерный виртуальный мир, похожий на реальную жизнь, только больше и лучше. Цифровые копии нас самих, или аватары, могут свободно перемещаться по этому виртуальному миру, стирая любые границы взаимодействия.
Всё это обычно и подразумевается под метавселенной, однако, несмотря на всеобщую шумиху, сегодня она не существует в той ипостаси, в которой была описана выше. Тем не менее, постепенно всё к тому и идёт, медленными, но верными шагами.
В этой статье мы рассмотрим, как подготовиться к приходу метавселенной, когда это произойдёт, и как грамотно трансформировать под неё свой бизнес.
Бум нейросетей случился быстро и неожиданно. То же самое может произойти и с метавселенной, поэтому нужно быть заранее готовыми к тому, что может ждать нас в недалёком будущем.
Почему метавселенная важна?
Слово «метавселенная» стало нарицательным, когда в октябре 2021 года компания Facebook* провела ребрендинг на Meta* и объявила о планах инвестировать в эту концепцию не менее 10 миллиардов долларов в том же году.Помимо Meta, в концепцию метавселенных вкладывают миллиарды долларов различные технологические гиганты, включая Google, Microsoft, Nvidia и Qualcomm.
Консалтинговая компания McKinsey & Company оптимистично прогнозирует, что к 2030 году экономика метавселенных может достичь 5 триллионов долларов. Ожидается, что электронная коммерция станет доминирующим двигателем отрасли, а игры, развлечения, образование и маркетинг в метавселенной станут важными аспектами, определяющими её дальнейшее развитие.
Сегодня компании используют термин «метавселенная» для обозначения множества различных типов расширенной онлайн-среды. Они варьируются от онлайн-видеоигр, таких как Fortnite, до новых виртуальных рабочих мест, таких как Microsoft Mesh или Horizon Workrooms от Meta.
Вместо единого общего виртуального пространства текущая версия метавселенной представлена как мультивселенная, то есть множество метавселенных с ограниченной функциональной совместимостью, поскольку каждая из них разрабатывается разными компаниями.
Одновременное сочетание бесконечного энтузиазма компаний и глубокой неуверенности в том, в каком конкретно виде метавселенная придёт в нашу жизнь, вызывает неоднозначную реакцию общественности на это перспективное явление.
Вопросов к технологии пока много. Например, будет ли метавселенная в конечном итоге сильно отличаться от того цифрового опыта, который мы имеем сегодня? И если да, будет ли готово человечество к тому, чтобы каждый день проводить долгие часы в громоздкой гарнитуре, перемещаясь по цифровому пространству.
Как бы то ни было, футурологи утверждают, что, хотя метавселенная ещё только начинает своё развитие, а фундаментальные технические барьеры для её работы ещё существуют, рано или поздно она всё же случится и громко заявит о себе на весь мир.
«Очевидно, что это одно из самых ожидаемых технологических достижений предстоящего десятилетия», — сказал Дэйв Райт, директор по инновациям IT-провайдера ServiceNow.
Как будет работать метавселенная?
Поскольку метавселенная по большей части ещё не построена, нет единого мнения о том, как именно она будет функционировать. В широком смысле метавселенная — это цифровая экосистема, построенная на различных видах аппаратных , программном обеспечении для совместной работы и взаимодействия в реальном времени, а также инструментах децентрализованного финансирования на основе блокчейна.От того, как сложится метавселенная, будут зависеть такие факторы, как степень взаимодействия между виртуальными мирами, переносимость данных, управление и пользовательские интерфейсы.
Лорен Любецки, старший менеджер Bain & Company, выступая на сессии о метавселенной на саммите MIT Platform Strategy Summit 2022, высказала свои опасения по поводу развития данной технологии, включающие вероятность для метавселенной остаться областью нишевых приложений, используемых потребителями для развлечений и игр, но далёких от всеобъемлющей виртуальной реальности. Впрочем, это лишь один из возможных сценариев развития метавселенной.
Как будет осуществляться доступ к метавселенной?
Две технологии, которые считаются важными для развития и роста метавселенной, — это виртуальная и дополненная реальность.- Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) — это смоделированная трёхмерная среда, которая позволяет пользователям взаимодействовать с виртуальным окружением таким образом, который приближается к реальности, воспринимаемой нашими органами чувств.
- Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — менее захватывающая технология, чем VR. Она лишь добавляет цифровые наложения поверх реального мира, однако в этом, по сути, и заключается достоинство технологии. AR позволяет проживать свою обычную жизнь, не выпадая из реальности, но взглянуть на некоторые вещи совершенно по-новому, разнообразив своё взаимодействие с окружающим миром.
Ещё неизвестно, станут ли VR и AR основными интерфейсами метавселенной, однако свою роль в её становлении и развитии они точно сыграют. В настоящее же время доступ ко многим ранним представителям метавселенных без полного погружения можно получить через игровые платформы, такие как Fortnite или Roblox. А одними из самых громких VR-опытов построения метавселенной являются
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
(это если не рассматривать решения от Meta и Microsoft, которые мы обсудим позже).Как виртуальная реальность и метавселенная связаны друг с другом?
VR часто ассоциируется с метавселенной, но эти термины не являются синонимами. Как уже отмечалось выше, отдельные технологии виртуальной реальности лишь предоставляют средства для взаимодействия с более обширными платформами мультивселенной.В рамках этой роли VR может поддерживать различные варианты использования метавселенной. Например, виртуальная реальность может сочетаться со смежной областью технологии цифровых двойников, которая позволяет организациям создавать виртуальные представления (копии) физических помещений, устройств, машин или процессов.
VR вносит вклад в промышленную метавселенную
Виртуальная реальность и концепциях цифровых двойников представляют собой некоторые из основных «строительных блоков» для формирующейся промышленной метавселенной.Промышленная метавселенная способна перенести цифровые копии реальных объектов в более широкую виртуальную среду, охватывающую машины, фабрики, продукты и цепочки поставок.
Промышленный дизайн является одним из многообещающих применений метавселенной. Организации могут использовать VR для рассмотрения последствий различных проектных решений, создавать моделируемые прототипы, чтобы избежать затрат на создание физических и т.п.
Виртуальная реальность может быть использована для обучения сотрудников различных производств, например, технике безопасности, особенно когда цена ошибка — чья-то жизнь. Работники на линии сборки, например, могут тренироваться в виртуальной среде перед тем, как попасть в реальный цех.
Сотрудники служб экстренной помощи могут использовать VR для отработки сценариев, например, стихийных бедствий — для тренировок в безопасной среде.
В медицине же VR позволит малоопытным хирургам повторять определённую процедуру так часто, как это потребуется, что существенно сократит время обучения и повысит итоговые навыки врача.
В общем, снижение затрат и рисков является одним из ключевых преимуществ использования виртуальной реальности на рабочем месте, и появление метавселенной должно лишь поспособствовать повсеместному внедрению такой практики.
VR способствует корпоративному обучению
Виртуальная реальность может найти куда более широкое корпоративное применение, включая сценарии высокой сложности, такие как подготовка лётчиков, космонавтов, уроки эмпатии и обучение различным мягким навыкам (soft skills), к которым можно отнести коммуникативные и управленческие навыки, а также эффективное мышление и контроль над эмоциями.Так, исследование консалтинговой компании PwC показало, что участники обучения мягким навыкам, которые прошли его в виртуальной реальности, справились с этим в четыре раза быстрее, чем те участники, которые занимались в обычном классе.
В том же исследовании было отмечено, что прошедшие курс в VR участники затем были на 275% более уверены в своих мягких навыках. Большая уверенность обусловлена не только использованием иммерсивного подхода, но и способностью учащихся неоднократно практиковать навыки в комфортной для них обстановке.
Действительно, обучение, скорее всего, станет важным плодом развития метавселенной, учитывая возможность виртуализации любых сценариев, особенно дорогостоящих или трудоёмких для воссоздания в физическом мире.
Другие технологии метавселенной
Помимо виртуальной реальности, в формировании метавселенной играют роль и некоторые другие технологии, однако их окончательный список ещё не сформировался.В своей статье «7 лучших технологий для разработки метавселенной» писательница-технолог Эстер Шейн перечислила основополагающие компоненты, которые, по её мнению, окажут наибольшее влияние на развитие метавселенной в течение следующего десятилетия. Этими технологиями стали:
- Искусственный интеллект;
- Интернет вещей;
- Расширенная реальность, включающая VR и AR;
- Интерфейсы «мозг-компьютер»;
- 3D-моделирование и реконструкция;
- Пространственные и периферийные вычисления;
- Блокчейн.
В чем разница между Интернетом и метавселенной?
Интернет — это сеть из миллиардов компьютеров, миллионов серверов и других электронных устройств. Находясь в сети, пользователи Интернета могут общаться друг с другом, просматривать веб-сайты и взаимодействовать с ними, а также покупать и продавать товары и услуги.Метавселенная же, в свою очередь, не конкурирует с Интернетом — она опирается на него. Интернет — это то, чем люди так или иначе продолжат пользоваться, находясь внутри метавселенной.
Как NFT вписываются в метавселенную?
Невзаимозаменяемые токены (Non-Fungible Token, NFT) играют большую роль в полезности и популярности метавселенной. NFT — это безопасный тип цифровых активов, основанный на той же технологии блокчейна, что и криптовалюта.Однако вместо валюты NFT может представлять собой произведение искусства, песню или цифровую недвижимость. NFT даёт владельцу своего рода цифровой документ или доказательство права собственности, которое можно купить или продать в метавселенной.
Metaverse Group позиционирует себя как первая в мире компания виртуальной недвижимости. Он действует как агент, облегчающий покупку или аренду недвижимости или земли в нескольких виртуальных мирах метавселенной. Предложения включают конференц-залы и коммерческие помещения, художественные галереи, семейные дома и «места для тусовок».
В то время как метавселенная создала возможности для новых компаний, таких как Metaverse Group, предлагать цифровые товары, известные традиционные компании также постепенно подключаются к процессу виртуализации. Например, Nike приобрела RTFKT, стартап, который производит единственные в своём роде виртуальные кроссовки.
Nike также сотрудничает с Roblox, вместе компании построили цифровой мир «Nikeland», где поклонники Nike могут играть в игры и одевать свои аватары в фирменную спортивную одежду.
«NFT и блокчейн закладывают основу для цифровой собственности», — сказал Ник Донарски, соучредитель Ore System, онлайн-сообщества геймеров, создателей контента и разработчиков игр. «Владение своей реальной личностью перейдёт в метавселенную, и этим средством станут NFT».
Компании Метавселенной
Три крупных поставщика программного обеспечения имеют свои собственные взгляды на метавселенную и наверняка окажут наибольшее влияние на её становление и развитие. Рассмотрим эти компании ниже.Meta. «Теперь мы будем метавселенной, а не просто Facebook», — написал генеральный директор Марк Цукерберг в своём объявлении об изменении бренда в октябре 2021 года. Это важное изменение, поскольку оно означает, что пользователям в конечном итоге не понадобится учётная запись Facebook для использования других сервисов в метавселенной. Среди других продуктов, не связанных с Facebook, Meta уже продала миллионы своих VR-гарнитур Meta Quest для навигации по метавселенной.
Цукерберг также заявил, что компания стремится ускорить разработку фундаментальных технологий, включая социальные платформы и творческие инструменты, необходимые для «оживления метавселенной». Так, после того, как в конце 2021 года появилась новость о ребрендинге, Meta запустила Horizon Worlds — VR-пространство, в котором пользователи могут перемещаться в виде цифрового аватара. Компания также предоставила разработчикам инструменты для создания дополнительных виртуальных миров.
Скептики считают масштабные инвестиции Meta в метавселенную авантюрой, поскольку в условиях сегодняшней нестабильной экономики компания сильно рискует. Однако Марк Цукерберг, похоже, уверен, что за этим будущее, иначе не пошёл бы на ребрендинг и весьма ощутимые риски для своего бизнеса.
Epic Games. Создатели популярного онлайн-шутера Fortnite и программного обеспечения Unreal Engine для разработки игр имеют несколько другое представление о метавселенной, в отличие от той же Meta. Компания хочет предоставить пользователям общее пространство для взаимодействия друг с другом, не делая акцента на рекламу.
Пока что у Epic Games нет какого-либо готового VR-решения в сфере метавселенных, однако компания активно экспериментирует с концепцией метавселенных в Fortnite, где разработчики с некой периодичностью устраивают концерты знаменитых музыкантов, таких как Travis Scott, Ariana Grande и Eminem.
Microsoft. У «мелкомягких» метавселенная пока что тоже находится в зачаточном состоянии. Представленная в мае 2023 года платформа Microsoft Mesh
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
пользователям сервиса Microsoft Teams, находящимся в разных физических местах, присоединяться к совместной работе с полным погружением во время виртуальных собраний.Платформа включает в себя набор инструментов на базе искусственного интеллекта для создания и взаимодействия цифровых аватаров, управления сеансами, пространственной визуализации, синхронизации между несколькими пользователями и «голопортации» — технологии 3D-захвата, которая позволяет пользователям реконструировать и передавать высококачественные 3D-модели людей в реальном времени.
Microsoft активно работает с компанией Accenture над созданием иммерсивных пространств с поддержкой Mesh. Accenture, в свою очередь, ежегодно нанимает более 100 000 человек и использует Microsoft Mesh для адаптации новых сотрудников. Сотрудники встречаются в Teams, чтобы получить инструкции о том, как создать цифровой аватар и получить доступ к One Accenture Park, общему виртуальному пространству, которое является частью процесса адаптации.
Футуристическое пространство, напоминающее парк развлечений, включает в себя центральный конференц-зал, виртуальный зал заседаний и цифровые монорельсовые дороги, по которым новые сотрудники добираются до различных выставок.
Когда же появится полноценная метавселенная?
Хотя сама идея жизни и взаимодействия в виртуальном мире существует уже много лет, настоящая метавселенная, где возможны реалистичные и естественные взаимодействия, пока ещё кажется чем-то отдалённым и футуристичным.В своём обзорном блоге за 2021 год бывший глава Microsoft Билл Гейтс отметил, что у большинства людей нет очков виртуальной реальности и перчаток для захвата движения, которые могли бы точно передать выражение их лица, язык тела и качество голоса. А ведь пока продукт не получит массового распространения, говорить о преобразовании концепции метавселенных во что-то большее — явно не стоит.
Тем не менее, Гейтс предсказал, что в ближайшие годы большинство виртуальных встреч перейдут от двумерных изображений в условном Zoom к трёхмерному пространству, в котором участники будут выглядеть как цифровые аватары.
Как метавселенная повлияет на будущее?
Следует подчеркнуть, что метавселенная по-прежнему представляет собой набор гипотетических возможностей, а не случившуюся реальность. Пока что существует множество неизвестных.Как именно будет выглядеть настоящая метавселенная? Как будет осуществлён бесшовный переход между мирами, поддерживаемыми разными компаниями, и будет ли доступен такой переход в принципе? А может текущие игроки рынка объединятся и создадут единое цифровое пространство с нуля? В таком случае, кто и как будет контролировать это пространство? Пока что вопросов куда больше, чем ответов на них.
Пока что метавселенная остаётся предметом активных дискуссий. Сторонники технологии верят, что метавселенная улучшит нашу жизнь, предоставив возможность получить опыт, которого мы не могли бы получить в физическом мире. Скептики же рассматривают метавселенную просто как расширение цифрового опыта, который мы имеем сегодня, как новое развлечение, но никак не как «геймчейнджера» в естественных взаимодействиях между людьми. Более того, скептики опасаются усиления текущих проблем социальных сетей, включая кампании по дезинформации, аддиктивного поведения и склонности к насилию.
В исследовании от 2022 года, проведённом исследовательским центром Pew, было опрошено 624 технологических новатора, бизнес-лидеров и активистов о влиянии метавселенной к 2040 году.
Ответы разделились примерно поровну. 54% респондентов ожидают, что метавселенная станет полностью иммерсивным и хорошо функционирующим аспектом повседневной жизни как минимум для полумиллиарда человек во всём мире. Оставшиеся 46% опрошенных заявили, что такого не произойдёт, по крайней мере к 2040 году.
Аналогичным образом, опрос 4600 лидеров бизнеса и технологий, проведённый компанией Accenture, показал, что 71% руководителей считают, что метавселенная окажет положительное влияние на их организацию, однако только 42% считают, что это действительно станет прорывом или трансформационным развитием.
Как бизнесу следует подготовиться к метавселенной?
По мнению экспертов по трудоустройству, для создания успешной рабочей среды в метавселенной потребуется гораздо больше, чем просто перенос существующих офисных помещений и протоколов в виртуальные пространства.Ранние исследования показывают, что простой перевод существующих офисов в виртуальный 3D-эквивалент хоть и может сохранить темпы взаимодействия между сотрудниками, однако может вызвать тошноту и укачивание.
Укачивание в виртуальной реальности может возникнуть, когда мозг конечного пользователя получает противоречивые сигналы о самостоятельном движении в цифровой среде.
Предприятиям также следует подготовиться к решению проблем пользовательского опыта, таких как так называемый эффект экранной двери, который затрудняет использование гарнитур виртуальной реальности, создавая вид сетки, напоминающий взгляд через сетчатую дверь. Выбор гарнитуры с более высоким разрешением и разрешением дисплея может минимизировать этот эффект.
Тем не менее, если всё сделать правильно, технологии метавселенной могут укрепить дух товарищества удалённых работников, ускорить взаимодействие и обучение, уменьшить потребность в офисных помещениях и сделать работу в целом более приятным процессом.
Метавселенная также обязательно приведёт к сокращению рабочих мест, что потребует от компаний переподготовки работников.
Риски безопасности в метавселенной
Независимо от того, какую форму примет метавселенная, стандарты кибербезопасности и конфиденциальности обязательно должны в каком-то виде существовать в этом пространстве, что может представлять серьёзную проблему.Как объяснил эксперт по безопасности Эшвин Кришнан, нынешнее отсутствие правил конфиденциальности для метавселенной представляет множество рисков для бизнеса и пользователей, в том числе следующие:
- неправильное применение действующих правил конфиденциальности, таких как GDPR;
- навязчивый и обширный сбор данных;
- вопросы, касающиеся прав и собственности на данные;
- возможная эксплуатация несовершеннолетних;
- сомнительная модель приватности при взаимодействии с пользователями.
Потребителям же придётся приложить усилия, чтобы понять политику безопасности и конфиденциальности данных. Как посещаемых компаний, так и платформ метавселенной, на которых они расположены.
Заключение
Пока что метавселенная до сих пор остаётся гипотетической концепцией, далёкой от фантастических ожиданий, которые распространяются в обществе. Однако крупные технологические компании, такие как Meta, Microsoft и Epic Games, уже вкладывают огромные средства в разработку этой концепции. Кто знает, возможно рано или поздно они придут к такому результату, когда ожидания потребителей наконец встретятся с возможностями, которые даст им метавселенная.Временные рамки появления полноценной работающей метавселенной пока что не определены. Прогнозы экспертов сильно расходятся — от ближайших нескольких лет до 2040 года и даже позже.
Очевидно, что метавселенная откроет новые возможности для бизнеса в сферах торговли, маркетинга, управления персоналом, производства. Но в то же время метавселенная потребует от компаний вложений в переобучение сотрудников, закупку оборудования для полного погружения и решения серьёзных проблем безопасности данных.
Метавселенная может коренным образом улучшить жизнь людей, предоставив доступ к виртуальным впечатлениям и опыту, недоступному в реальности. С другой стороны, есть опасения, что она также усилит существующие проблемы социальных сетей и интернет-зависимости.
Таким образом, метавселенная — это амбициозный проект, последствия которого сложно предвидеть. Готовиться к её приходу стоит начать уже сейчас, обсуждая и вырабатывая подходы к минимизации потенциальных рисков и максимальному использованию возможностей этого явления.
Ответственное и взвешенное отношение к разработке метавселенной определит, произведёт ли она новую технологическую революцию или станет источником новых опасностей для человечества.
* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация