Что такое электронный кошелек. Чем он отличается от счета и стоит ли его заводить

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.900
Репутация
62.390
Реакции
277.090
RUB
0
В последнее время в России набирают большую популярность электронные платежные системы и кошельки. Они помогают проводить трансграничные платежи в условиях санкций, а также позволяют обезопасить свои деньги от мошенников. Что это за инструменты? В чем их преимущества и недостатки? И что нужно учитывать при открытии электронного кошелька?
Что такое электронный кошелек. Чем он отличается от счета и стоит ли его заводить

Что такое электронная платежная система​

Электронные платежные системы (ЭПС) позволяют физическим и юридическим лицам проводить платежи через интернет. В отличие от обычных платежных систем (например, Visa, Mastercard, American Express, «Мир»), работающих с кредитными и дебетовыми картами, в ЭПС все транзакции проходят только онлайн.

В России существует несколько электронных платежных систем, самые популярные из них — Киви, WebMoney и ЮMoney (ранее — «Яндекс. Деньги»).

Что такое электронный кошелек​

Как правило, ЭПС работают с электронными кошельками, которые, наряду с банковскими картами, можно отнести к электронным средствам платежа, позволяющим осуществлять платежи и переводы без использования наличных.

Так, с помощью кошелька можно отправлять и получать деньги, оплачивать товары и услуги в интернете. Кошельки также удобны для предпринимателей, которые могут использовать их для принятия платежей от клиентов, проведения выплат сотрудникам, поставщикам и партнерам, а также для других целей, связанных с ведением бизнеса.

_fGRVU5KFmtcetWIYy5iiT91QTVWJfeoA_MndLRly0FvId8EotYmHhM-cyC9D2Rd3BI46XWbVBSK-Od6M_vsPD4mn5Vq8J7hJBMu5h8t_DQPozjd1sxv-G4FRDjP58xAAKfIiBCJC4Yxkej25i4ZOIM
Фото: Екатерина Невская
Согласно «О национальной платежной системе», открывать и обслуживать электронные кошельки могут только операторы электронных денежных средств (ЭДС) — ими лицензированные банки и небанковские кредитные организации (НКО). Чтобы получить лицензию, им нужно состоять в соответствующем Банка России — только в таком случае у них будет право на осуществление операций с ЭДС без открытия банковского счета.

Чем электронный кошелек отличается от счета в банке​

Мы разобрались, что для пользования электронным кошельком, в отличие от банковской карты, не нужен счет в банке. Однако это не единственное отличие кошелька от других электронных средств платежа. Нужно понимать, что, поскольку электронный кошелек не является банковским продуктом, деньги в нем системой страхования вкладов (ССВ). Это значит, что в случае банкротства или отзыва лицензии у оператора ЭДС, который обслуживает ваш кошелек, государство не сможет возместить потерянные средства. Для сравнения, если аналогичная ситуация произойдет с банком, входящим в ССВ, то государство выплатит вам компенсацию в размере до 1,4 млн рублей.

Кроме того, электронные кошельки, в отличие от банковских карт, работают только при наличии доступа к интернету и не предусматривают многих «плюшек», свойственных счету в банке. Так, оператор ЭДС начислять проценты на остаток электронных денежных средств клиента. Кроме того, многие сервисы также устанавливают комиссию на некоторые операции — например, на вывод денег с кошелька на счет в банке.

Еще одно ограничение, которое стоит иметь в виду, — оператор ЭДС выдавать своим клиентам кредиты в виде электронных денег. Наконец, снять наличные с электронного кошелька сложнее, чем с банковского счета. Это можно сделать либо с помощью пластиковой карты, выпущенной вашим оператором ЭДС (такие карты есть, например, у Киви, WebMoney и ЮMoney), либо с помощью обычной банковской карты, на которую вы переведете деньги с электронного кошелька.

В чем преимущества электронного кошелька​

Однако у кошелька есть и несколько плюсов в сравнении с другими электронными средствами платежа. Как было сказано ранее, для открытия и обслуживания кошелька не нужен счет в банке. Кроме того, его можно завести удаленно, без посещения офиса вашего оператора. Кошелек, в отличие от многих банковских карт, бесплатен в обслуживании, а переводы денежных средств осуществляются мгновенно.

Еще один плюс — возможность выпустить бесплатную пластиковую карту, которая привязана к вашему кошельку. С ее помощью можно расплачиваться не только онлайн, но и офлайн — в магазинах, ресторанах и других торговых точках. Пластиковая карта также дает возможность снимать наличные в любом банкомате. Как правило, такие карты предполагают разные бонусы — например, повышенный кэшбек на определенные категории товаров, скидки у партнеров и бесплатное обслуживание. В некоторых случаях этот набор может быть даже выгоднее, чем в банке, поэтому стоит сравнить предложения и комбинировать разные карты, чтобы получить максимальную выгоду.

Наконец, электронный кошелек позволяет защитить ваши деньги от мошенников. По данным Банка России, за девять месяцев 2023 года мошенники у россиян около 11,7 млрд рублей, причем чаще всего жертвами злоумышленников становились владельцы банковских карт.

5MUOzxO5GH5X49FabRXcNriROB1h68WRy1zMvx9K29tOG9IZjwjrWcDkF67xCitxy49mGR2DueWqXfiCev1Gv2YMHWYSMo4OTnTOrWWyxfPSQ2GrHy4teKqrC1fiBJy1dinVOkjM2sd_r_yjMqaNb3k
Фото: Unsplash
С электронного кошелька, конечно, тоже могут украсть деньги, однако расплачиваться им безопаснее, чем зарплатной картой или кредиткой с большим лимитом. Во-первых, при совершении покупки вам нужно указать только номер кошелька — мошенники не смогут украсть данные вашей банковской карты, даже если вы привязали ее к кошельку (реквизиты доступны только оператору ЭДС и не используются при оплате с кошелька). Во-вторых, чтобы дополнительно обезопасить себя, вы можете пополнять баланс кошелька нужной суммой непосредственно перед покупкой.

Кроме того, если вы потеряли доступ к кошельку и стали жертвой злоумышленников, то оспорить мошенническую транзакцию — это нужно сделать в течение 24 часов после получения уведомления об этой операции от вашего оператора ЭДС. Он возместить потерянные средства, если транзакция прошла без вашего согласия.

Какими бывают электронные кошельки​

Электронному кошельку можно присвоить один из трех статусов — анонимный, именной и идентифицированный. Вид кошелька определяет список возможных операций, доступный лимит на переводы и максимальную сумму на балансе кошелька.

  1. Анонимный или неперсонифицированный. Такой кошелек подходит для мелких трат, поскольку его баланс не может превышать 15 тысяч рублей, а максимальный объем транзакций в месяц — 40 тысяч рублей. Нужно учитывать, что эти деньги можно использовать только для онлайн-покупок у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) — отправлять переводы частным лицам (например, друзьям или членам семьи) нельзя. Получать средства можно тоже только от юрлиц и ИП — другие люди не смогут перечислить деньги на ваш анонимный кошелек. Выводить с него деньги тоже нельзя. Однако у такого кошелька есть одно преимущество — его очень просто открыть. Для этого достаточно указать на сайте оператора ЭДС номер вашего мобильного телефона, а также выбрать логин и пароль для доступа к кошельку.
  2. Именной или неперсонифицированный кошелек с упрощенной идентификацией. Этот статус подходит для большинства операций: лимит по балансу составляет 60 тысяч рублей, а ограничение по общей сумме переводов и платежей в месяц — 200 тысяч рублей. В отличие от анонимного, именной кошелек позволяет совершать транзакции не только с компаниями и ИП, но и с физическими лицами, а также выводить деньги на банковский счет. Кроме того, если у вас есть пластиковая карта, привязанная к балансу именного кошелька, то вы можете совершать офлайн-покупки и снимать наличные. Лимит на эти операции составит 5 тысяч рублей в день и 40 тысяч рублей в месяц. Чтобы завести именной кошелек, нужно предоставить оператору ЭДС номер телефона, а также информацию о себе — ФИО и паспортные данные.
  3. Идентифицированный или персонифицированный. Такой кошелек предоставляет самый высокий лимит на максимальную сумму на счете — она не должна превышать 600 тысяч рублей. При этом общий объем платежей и переводов, в том числе офлайн-покупок, не ограничен. Пластиковая карта также дает возможность снимать наличные в банкоматах вашего оператора ЭДС или офисах его партнеров, однако лимиты на такие операции стоит уточнять непосредственно у оператора. Еще одно преимущество идентифицированного кошелька — возможность открыть его не только в рублях, но и в валюте (в таком случае лимит на сумму в кошельке будет рассчитываться по курсу оператора ЭДС). Кроме того, владельцы такого кошелька могут совершать платежи и переводы в других странах. Однако в связи с санкциями проводить трансграничные операции стало гораздо сложнее, а список стран, куда можно отправить деньги с кошелька, существенно сократился — актуальные опции можно уточнить на сайте конкретного сервиса. Чтобы открыть идентифицированный кошелек, вы должны прийти с паспортом в офис оператора ЭДС или его партнеров.

Как пополнить кошелек​

Есть несколько способов пополнить электронный кошелек:

  • С банковской карты. Как правило, это можно сделать через реквизиты счета, интернет-банк или систему быстрых платежей (СБП). В большинстве случаев комиссия будет нулевой, однако точные условия стоит уточнить у своего оператора ЭДС. Вы также можете привязать банковскую карту к кошельку, чтобы пополнять его автоматически.
  • С баланса мобильного телефона. В таком случае комиссия за перевод будет зависеть от вашего оператора сотовой связи.
  • Наличными. Этот способ доступен только владельцам именного или идентифицированного кошелька. Пополнить баланс кошелька наличными можно через терминалы вашего оператора ЭДС, банкоматы (но в таком случае комиссия будет зависеть от банка), а также в офисах партнеров (например, операторов сотовой связи или систем денежных переводов).
  • С другого электронного кошелька. Вы можете пополнить свой баланс с кошелька того же оператора ЭДС или его партнеров. В первом случае комиссия, как правило, отсутствует, а во втором — зависит от партнера. Эту информацию можно уточнить на сайте сервиса.
5ZxvXZmRmk8LgXgb6c73cfxL2aP2ToUMuOkx8A7egX1rs-AVIBkSy7Ega4XfxteA98nnQoMwIJ0hTqvwJ_I0PMlHHEVFjmI6zCykGRDCJBgCSGt3DetGsLpJeSRFe-SkMdWKW8IVaGpG9Zj5GCwFSEs
Фото: Екатерина Невская

Стоит ли заводить электронный кошелек​

Электронный кошелек — удобный инструмент прежде всего для онлайн-покупок, который можно использовать как альтернативу банковского счета. Например, если вы не хотите указывать данные своей карты на подозрительном сайте, то можете расплатиться с помощью кошелька. Для таких целей подойдет обычный анонимный кошелек.

Но нужно учитывать, что, наряду с простотой и удобством, электронный кошелек имеет определенные риски, которые зачастую выше, чем при использовании, например, банковской карты. Так, операторы ЭДС находятся под строгим надзором Банка России и часто сталкиваются с регуляторными ограничениями. Так, в 2021 году сервис WebMoney приостановить часть операций по своим электронным кошелькам по поручению Центробанка — в итоге клиенты сервиса не могли пополнять баланс кошелька и совершать денежные переводы.

Более свежий пример — в июле 2023 года одна из крупнейших электронных платежных систем Киви ограничения на вывод средств со своих кошельков на банковские счета и снятие наличных. Это произошло после получения предписания ЦБ, который выявил недочеты в отчетности и документации компании.

Поэтому при открытии электронного кошелька нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, заводите кошелек только у проверенных операторов ЭДС, у которых есть лицензия Банка России (ее наличие можно проверить в ). Во-вторых, перед открытием изучите условия и правила использования кошелька, размеры комиссий, способы пополнения, лимиты и ограничения на сумму на счете, переводы, объем транзакций, снятие наличных и другие операции. Эта информация доступна на сайте оператора ЭДС и прописана в договоре между сервисом и клиентом.









 
  • Теги
    финансы
  • Сверху Снизу