Как найти свой цифровой след и защитить его, — рассказывают эксперты.
Активные цифровые следы — это данные, которые пользователь сознательно оставляет в интернете. Например, публикации в социальных сетях: посты, лайки, фотографии и видео, комментарии на форумах, заполненные формы, электронные письма и сообщения. Также сюда можно отнести онлайн-покупки, отзывы и комментарии о товарах, услугах и местах.
Пассивные цифровые следы — это информация, которая собирается без активного участия пользователя. Например, данные о его местоположении, история посещения веб-страниц, IP-адрес, данные об устройстве при подключении к интернету, метаданные к фотографиям и видео, cookie и лог-файлы, которые отслеживают действия пользователя.
Также к пассивным цифровым следам стоит отнести данные, которые передают смартфоны, умные устройства и фитнес-приложения. Например, данные GPS, сведения о физических тренировках, пройденных расстояниях и потраченных калориях, которые могут передаваться в облачные сервисы.
Персонализация услуг. С помощью собранных данных о пользователях в интернете компании могут предлагать персонализированные услуги и улучшать свои рекомендательные сервисы. Например, стриминговые платформы угадывают контент, который может понравиться пользователю, а онлайн-шопинг становится в разы быстрее и удобнее. Анализируя предпочтения и поведение клиентов, компании развивают свои продукты и сервисы.
Упрощение поиска информации. История поисков и посещений веб-страниц помогает интернет-сервисам предлагать более релевантные результаты, а также сохранять ранее найденную информацию. Это ускоряет доступ к важным данным и облегчает выполнение повторных задач.
Улучшение пользовательской безопасности. Цифровой след может использоваться для защиты аккаунтов и предотвращения мошенничества. Например, вовремя выявленная пользовательская аномалия — подозрительная попытка входа в аккаунт (подбор пароля, вход в аккаунт с нового устройства из новых страны или города) — уведомит пользователя о потенциальных угрозах безопасности.
Конфиденциальность и безопасность. Цифровой след содержит данные, которые могут раскрыть личную информацию пользователя: ФИО, логины-пароли, местоположение, историю поисков, высказываний и даже финансовую информацию. Это информация может быть использована злоумышленниками, например, в таргетированных фишинговых атаках, при взломе аккаунтов, краже денег и личных данных, сталкинге.
Репутация. Цифровой след формирует онлайн-репутацию пользователя, что может повлиять на карьеру, учебу или социальную жизнь. Например, негативные или откровенные публикации в социальных сетях могут повлиять на мнение работодателей или привести к кибербуллингу.
Персонализация и таргетинг. Компании используют цифровой след для персонализации рекламы и услуг, но иногда могут использоваться довольно агрессивные приемы, которые приводят к слишком навязчивому проявлению присутствия компании, граничащее с вмешательством в личную жизнь и нарушением приватности.
Проблемы с контролем и управлением публичной информацией. После того, как информация попала в сеть, контролировать её распространение и становится сложно. Даже если неудачный комментарий, фото или видео будут удалены с одного ресурса, это не гарантирует, что они исчезнут навсегда.
Есть такое правдивое высказывание: интернет помнит все. Поэтому общая рекомендация пользователям в том, чтобы осознанно относится к тому, что и как публикуется о них в открытых источниках.
Создание аккаунтов и регистрация на сайтах. При регистрации на платформах (социальные сети, форумы, интернет-магазины) создаётся активный цифровой след — это введённые личные данные, такие как ФИО, электронная почта и дата рождения.
Посещение веб-сайтов. Каждый раз, когда пользователь посещает веб-сайт, серверы сайта собирают данные о его действиях. Часто такую информацию, как IP-адрес, используемый браузер, операционную систему, время посещения и страницы, которые были просмотрены.
Поисковые запросы. Любые запросы, введённые в поисковики, сохраняются и могут использоваться для улучшения результатов поиска, персонализации и контекстной рекламы.
Использование социальных сетей. Любой контент, который человек публикует в социальных сетях: посты, комментарии, фото, видео, лайки, формируют цифровой портрет пользователя. Кроме того, такие действия, как добавление друзей, вступление в группы, просмотр определённого контента, также фиксируются в системах.
Онлайн-покупки. При оформлении заказов и даже просмотре товаров собирается история пользователя: совершенные или отложенные покупки, предпочтения, адрес доставки и способы оплаты. Все это формирует покупателя и используется для анализа его поведения.
Использование мобильных приложений и онлайн-игры. Многие мобильные приложения собирают данные о пользователях, включая местоположение, контакты, действия внутри приложения и даже данные о физической активности.
Пользование облачными сервисами. Загружая файлы на облачные хранилища или работая с онлайн-документами, пользователи оставляют следы своей активности, которые сохраняются в системах облачных провайдеров.
Цифровые устройства и гаджеты. Фитнес-трекеры, умные часы, автомобили с GPS или системы умного дома собирают данные о действиях и привычках пользователей.
Но осознание того, сколько информации хранится о человек в интернете, не должно вселять панику и беспокойство. Да, цифровой след может нести риски компрометации, но если пользователь осознаёт, как все работает, что это ему дает и как управлять информацией, то, скорее всего, проблем не возникнет.
Поиск информации о себе в поисковых системах. Начните с простого поиска по своему имени в популярных браузерах. Включите варианты с использованием полного имени, псевдонимов или других данных, которые могли бы появиться в интернете (например, предыдущие рабочие места, места учебы).
Посмотрите на изображения и видео, связанные с вашим именем, а также на разделы «Новости» и «Социальные сети». Проверьте, что выдают системы поиска по вашему номеру телефона или электронной почте, чтобы выяснить, какая информация связана с этими контактными данными. Это поможет вам составить понимание того, что есть в открытом доступе, и определить, какую информацию можно скрыть или удалить.
Проверка аккаунтов в социальных сетях. Посмотрите, какие профили, публикации, фотографии, видео и комментарии доступны для общественного просмотра в социальных сетях, а также запустите поиск по вашему имени в социальных сетях, чтобы найти упоминания, в которых вы были отмечены.
Поиск по старым и забытым аккаунтам. Вспомните старые интернет-сервисы, форумы и сайты, где у вас могли быть аккаунты. Например, когда-то заведенные почтовые ящики, блоги, аккаунты на форумах, в интернет-магазинах или на игровых платформах.
Просмотрите историю ваших электронных писем, чтобы вспомнить, на каких сайтах вы регистрировались. Это поможет найти учетные записи на старых или забытых ресурсах, а также отписаться от ненужных рассылок.
Настройки cookie и трекеров. Посмотрите через специальные сервисы, какие трекеры собирают данные цифрового следа о вас при посещении веб-сайтов. Проверьте настройки конфиденциальности в браузере, чтобы ограничить объем информации о вас.
Активность в мобильных приложениях. Проверьте приложения на вашем смартфоне: какие данные они собирают и передают. Например, местоположение, контакты, доступ к мультимедиа.
Удалите аккаунты или деактивируйте учетные записи, которые вы больше не используете: в социальных сетях, на форумах, игровых сервисах, блогах и почтовых сервисах.
Удалите личные данные из выдачи в поисковых системах. Например, можно запросить владельцев поисковой системы и сайтов об удалении фотографий и старых ссылок, содержащих ваши личные данные.
Очистите историю браузера и файлы cookie. Очистите историю браузера, файлы cookie и кеш, а также удалите данные для автозаполнения, чтобы уменьшить количество информации, которую собирают о вас сайты.
Также вы можете в будущем использовать режим «инкогнито» или «приватный режим», чтобы минимизировать следы онлайн-активности. Это не удаляет следы активности, но предотвращает их накопление в локальной истории браузера.
Удалите старые публикации и комментарии в социальных сетях. Просмотрите свои профили в социальных сетях и удалите те посты, комментарии, фотографии и видео, которые больше не актуальны или могут компрометировать вас. То же самое стоит сделать на форумах и любых других ресурсах, где вы открыто постите информацию о себе.
Ограничьте круг людей, которые могут видеть ваши личные данные с помощью настроек конфиденциальности, а также отключите отслеживание рекламных сервисов и используйте расширения для блокировки трекеров.
Отпишитесь от ненужных рассылок: либо самостоятельно в почтовом ящике по списку подписок, либо с помощью специальных сервисов по отписке от рекламных рассылок. Например, Unroll.me или Clean Email.
Удалите старые файлы из облачных хранилищ. Проверьте свои учетные записи на сервисах и удалите старые документы, фотографии и видео. Также советуем проверить настройки синхронизации, чтобы приложения и устройства не сохраняли лишние данные в облаке.
Удаляйте ненужные метаданные. Например, местоположение или информацию об авторе перед публикацией файлов в интернете.
Обязательно подключите двухфакторную аутентификацию (2FA) на всех сервисах, которые это поддерживают. Это добавляет дополнительный уровень защиты, требуя подтверждения входа с помощью SMS или приложения-аутентификатора.
В настройках браузера подключите функцию блокировки файлов cookie от третьих сторон или режим «не отслеживать». Регулярно очищайте историю браузера, файлы cookie и кеш.
И ограничьте доступ приложений к геолокации, контактам, камере, фото, видео и микрофону, если они не нужны для функционирования этого приложения.
Если же необходимо подключиться, то используйте VPN для защиты соединения.
Если правильно управлять своим цифровым следом, то можно получить больше преимуществ от технологий, чем рисков.
Руководствуясь рекомендациями, как минимизировать количество доступной о вас информации в интернете, вы сможете улучшить свою конфиденциальность и безопасность, не отказываясь при этом от возможностей цифрового мира.
Что такое цифровой след
Цифровой след — это вся информация, которую специально или непроизвольно оставляет о себе пользователь в сети. Это и адрес электронной почты, и посты в социальных сетях, и история поиска в браузере, и данные, которые собираются автоматически. Каждое подключение к интернету: с компьютера, мобильного устройства и даже фитнес-трекера составляет портрет владельца устройства по его действиям и публикациям.Примеры цифрового следа
Разберемся, какие цифровые следы бывают.Активные цифровые следы — это данные, которые пользователь сознательно оставляет в интернете. Например, публикации в социальных сетях: посты, лайки, фотографии и видео, комментарии на форумах, заполненные формы, электронные письма и сообщения. Также сюда можно отнести онлайн-покупки, отзывы и комментарии о товарах, услугах и местах.
Пассивные цифровые следы — это информация, которая собирается без активного участия пользователя. Например, данные о его местоположении, история посещения веб-страниц, IP-адрес, данные об устройстве при подключении к интернету, метаданные к фотографиям и видео, cookie и лог-файлы, которые отслеживают действия пользователя.
Также к пассивным цифровым следам стоит отнести данные, которые передают смартфоны, умные устройства и фитнес-приложения. Например, данные GPS, сведения о физических тренировках, пройденных расстояниях и потраченных калориях, которые могут передаваться в облачные сервисы.
Почему важен цифровой след
Цифровой след может оказывать влияние на человека. Например, сайты и приложения используют информацию об активности своих пользователей для улучшения качества работы сервиса и настройки рекомендаций. Это способствует улучшению пользовательского опыта, упрощению их жизни и повышению безопасности.Персонализация услуг. С помощью собранных данных о пользователях в интернете компании могут предлагать персонализированные услуги и улучшать свои рекомендательные сервисы. Например, стриминговые платформы угадывают контент, который может понравиться пользователю, а онлайн-шопинг становится в разы быстрее и удобнее. Анализируя предпочтения и поведение клиентов, компании развивают свои продукты и сервисы.
Упрощение поиска информации. История поисков и посещений веб-страниц помогает интернет-сервисам предлагать более релевантные результаты, а также сохранять ранее найденную информацию. Это ускоряет доступ к важным данным и облегчает выполнение повторных задач.
Улучшение пользовательской безопасности. Цифровой след может использоваться для защиты аккаунтов и предотвращения мошенничества. Например, вовремя выявленная пользовательская аномалия — подозрительная попытка входа в аккаунт (подбор пароля, вход в аккаунт с нового устройства из новых страны или города) — уведомит пользователя о потенциальных угрозах безопасности.
Но важно также осознавать негативные аспекты и угрозы безопасности, которые может принести цифровой след.
Конфиденциальность и безопасность. Цифровой след содержит данные, которые могут раскрыть личную информацию пользователя: ФИО, логины-пароли, местоположение, историю поисков, высказываний и даже финансовую информацию. Это информация может быть использована злоумышленниками, например, в таргетированных фишинговых атаках, при взломе аккаунтов, краже денег и личных данных, сталкинге.
Репутация. Цифровой след формирует онлайн-репутацию пользователя, что может повлиять на карьеру, учебу или социальную жизнь. Например, негативные или откровенные публикации в социальных сетях могут повлиять на мнение работодателей или привести к кибербуллингу.
Персонализация и таргетинг. Компании используют цифровой след для персонализации рекламы и услуг, но иногда могут использоваться довольно агрессивные приемы, которые приводят к слишком навязчивому проявлению присутствия компании, граничащее с вмешательством в личную жизнь и нарушением приватности.
Проблемы с контролем и управлением публичной информацией. После того, как информация попала в сеть, контролировать её распространение и становится сложно. Даже если неудачный комментарий, фото или видео будут удалены с одного ресурса, это не гарантирует, что они исчезнут навсегда.
Есть такое правдивое высказывание: интернет помнит все. Поэтому общая рекомендация пользователям в том, чтобы осознанно относится к тому, что и как публикуется о них в открытых источниках.
Когда появляется цифровой след
Цифровой след пользователя появляется каждый раз, когда тот заходит в интернет и мобильные приложения, использует различные цифровые гаджеты, подключенные к сети. История посещений формируется на протяжении всего использования онлайн-сервисов и цифровых технологий.Создание аккаунтов и регистрация на сайтах. При регистрации на платформах (социальные сети, форумы, интернет-магазины) создаётся активный цифровой след — это введённые личные данные, такие как ФИО, электронная почта и дата рождения.
Посещение веб-сайтов. Каждый раз, когда пользователь посещает веб-сайт, серверы сайта собирают данные о его действиях. Часто такую информацию, как IP-адрес, используемый браузер, операционную систему, время посещения и страницы, которые были просмотрены.
Поисковые запросы. Любые запросы, введённые в поисковики, сохраняются и могут использоваться для улучшения результатов поиска, персонализации и контекстной рекламы.
Использование социальных сетей. Любой контент, который человек публикует в социальных сетях: посты, комментарии, фото, видео, лайки, формируют цифровой портрет пользователя. Кроме того, такие действия, как добавление друзей, вступление в группы, просмотр определённого контента, также фиксируются в системах.
Онлайн-покупки. При оформлении заказов и даже просмотре товаров собирается история пользователя: совершенные или отложенные покупки, предпочтения, адрес доставки и способы оплаты. Все это формирует покупателя и используется для анализа его поведения.
Использование мобильных приложений и онлайн-игры. Многие мобильные приложения собирают данные о пользователях, включая местоположение, контакты, действия внутри приложения и даже данные о физической активности.
Пользование облачными сервисами. Загружая файлы на облачные хранилища или работая с онлайн-документами, пользователи оставляют следы своей активности, которые сохраняются в системах облачных провайдеров.
Цифровые устройства и гаджеты. Фитнес-трекеры, умные часы, автомобили с GPS или системы умного дома собирают данные о действиях и привычках пользователей.
Но осознание того, сколько информации хранится о человек в интернете, не должно вселять панику и беспокойство. Да, цифровой след может нести риски компрометации, но если пользователь осознаёт, как все работает, что это ему дает и как управлять информацией, то, скорее всего, проблем не возникнет.
Как найти свой цифровой след
Анализ цифрового следа поможет понять, какие данные о уже доступны о вас в интернете, и принять меры для повышения личной конфиденциальности и защиты. Чтобы найти и понять свой цифровой след, можно использовать несколько методов и инструментов. Вот несколько шагов, которые помогут вам определить свой цифровой след.Поиск информации о себе в поисковых системах. Начните с простого поиска по своему имени в популярных браузерах. Включите варианты с использованием полного имени, псевдонимов или других данных, которые могли бы появиться в интернете (например, предыдущие рабочие места, места учебы).
Посмотрите на изображения и видео, связанные с вашим именем, а также на разделы «Новости» и «Социальные сети». Проверьте, что выдают системы поиска по вашему номеру телефона или электронной почте, чтобы выяснить, какая информация связана с этими контактными данными. Это поможет вам составить понимание того, что есть в открытом доступе, и определить, какую информацию можно скрыть или удалить.
Проверка аккаунтов в социальных сетях. Посмотрите, какие профили, публикации, фотографии, видео и комментарии доступны для общественного просмотра в социальных сетях, а также запустите поиск по вашему имени в социальных сетях, чтобы найти упоминания, в которых вы были отмечены.
Поиск по старым и забытым аккаунтам. Вспомните старые интернет-сервисы, форумы и сайты, где у вас могли быть аккаунты. Например, когда-то заведенные почтовые ящики, блоги, аккаунты на форумах, в интернет-магазинах или на игровых платформах.
Просмотрите историю ваших электронных писем, чтобы вспомнить, на каких сайтах вы регистрировались. Это поможет найти учетные записи на старых или забытых ресурсах, а также отписаться от ненужных рассылок.
Настройки cookie и трекеров. Посмотрите через специальные сервисы, какие трекеры собирают данные цифрового следа о вас при посещении веб-сайтов. Проверьте настройки конфиденциальности в браузере, чтобы ограничить объем информации о вас.
Активность в мобильных приложениях. Проверьте приложения на вашем смартфоне: какие данные они собирают и передают. Например, местоположение, контакты, доступ к мультимедиа.
Как удалить цифровой след
Полностью удалить свой цифровой след из интернета невозможно, поскольку информация может копироваться и распространяться различными способами, выходя за пределы вашего контроля. Но в ваших силах минимизировать его, сократив количество доступных данных о себе.Удалите аккаунты или деактивируйте учетные записи, которые вы больше не используете: в социальных сетях, на форумах, игровых сервисах, блогах и почтовых сервисах.
Удалите личные данные из выдачи в поисковых системах. Например, можно запросить владельцев поисковой системы и сайтов об удалении фотографий и старых ссылок, содержащих ваши личные данные.
Очистите историю браузера и файлы cookie. Очистите историю браузера, файлы cookie и кеш, а также удалите данные для автозаполнения, чтобы уменьшить количество информации, которую собирают о вас сайты.
Также вы можете в будущем использовать режим «инкогнито» или «приватный режим», чтобы минимизировать следы онлайн-активности. Это не удаляет следы активности, но предотвращает их накопление в локальной истории браузера.
Удалите старые публикации и комментарии в социальных сетях. Просмотрите свои профили в социальных сетях и удалите те посты, комментарии, фотографии и видео, которые больше не актуальны или могут компрометировать вас. То же самое стоит сделать на форумах и любых других ресурсах, где вы открыто постите информацию о себе.
Ограничьте круг людей, которые могут видеть ваши личные данные с помощью настроек конфиденциальности, а также отключите отслеживание рекламных сервисов и используйте расширения для блокировки трекеров.
Отпишитесь от ненужных рассылок: либо самостоятельно в почтовом ящике по списку подписок, либо с помощью специальных сервисов по отписке от рекламных рассылок. Например, Unroll.me или Clean Email.
Удалите старые файлы из облачных хранилищ. Проверьте свои учетные записи на сервисах и удалите старые документы, фотографии и видео. Также советуем проверить настройки синхронизации, чтобы приложения и устройства не сохраняли лишние данные в облаке.
Удаляйте ненужные метаданные. Например, местоположение или информацию об авторе перед публикацией файлов в интернете.
Как защитить цифровой след
Есть несколько основных рекомендаций, как снизить риски и сохранить контроль над своими данными.Откажитесь от использования паролей
Современные технологии с использование электронного ключа, который хранится на устройстве пользователя, предлагают наиболее надежный и удобный на данный момент способ авторизации в различные сервисы, так как электронный ключ становится труднодоступным для мошенников.Создавайте сложные пароли
Сложные пароли включают буквы, цифры и специальные символы. Храните их в менеджерах паролей, если сервис не поддерживает авторизацию по отпечатку пальцев или распознаванию лица.Обязательно подключите двухфакторную аутентификацию (2FA) на всех сервисах, которые это поддерживают. Это добавляет дополнительный уровень защиты, требуя подтверждения входа с помощью SMS или приложения-аутентификатора.
Контролируйте настройки конфиденциальности
Особенно важно это делать в социальных сетях и приложениях. Ограничьте круг лиц, которые могут видеть ваши публикации. Удалите или скройте личную информацию из профиля, отключите геолокацию.В настройках браузера подключите функцию блокировки файлов cookie от третьих сторон или режим «не отслеживать». Регулярно очищайте историю браузера, файлы cookie и кеш.
И ограничьте доступ приложений к геолокации, контактам, камере, фото, видео и микрофону, если они не нужны для функционирования этого приложения.
Регулярно проверяйте и удаляйте старые аккаунты
Удаляйте аккаунты, которые больше не используете, чтобы уменьшить количество ресурсов, где хранятся ваши данные.Будьте осторожны с публичными Wi-Fi сетями
Это важно, потому что, как правило, это незащищенные сети, и злоумышленники могут перехватывать информацию пользователей. Особенно рекомендуем не выполнять банковские операции или авторизацию на важных сайтах внутри общественной сети.Если же необходимо подключиться, то используйте VPN для защиты соединения.
Используйте временные адреса электронной почты и псевдонимы для регистрации
Это относится ко временным сайтам. Если вы не хотите разглашать свой основной адрес, придумывайте псевдонимы и уникальные логины.Итоги
Цифровой след может показаться чем-то пугающим, особенно когда осознаёшь, сколько информации о каждом хранится в интернете. Но в современном мире практически невозможно полностью избавиться от цифрового следа, так как многие повседневные действия происходят онлайн: от работы и учебы до покупок и общения.Если правильно управлять своим цифровым следом, то можно получить больше преимуществ от технологий, чем рисков.
Руководствуясь рекомендациями, как минимизировать количество доступной о вас информации в интернете, вы сможете улучшить свою конфиденциальность и безопасность, не отказываясь при этом от возможностей цифрового мира.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация