Что грозит за публикацию рекламы без маркировки: 4 реальные истории

vaspvort

Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💰️
Регистрация
10/4/18
Сообщения
5.028
Репутация
9.858
Реакции
15.167
RUB
1.045
Сделок через гаранта
18

Кейсы​

Почти каждому предпринимателю известно, что с 1 сентября 2022 года действуют новые правила в сфере рекламы — была введена обязательная маркировка рекламных креативов. Согласно закону, вы должны заключить договор с оператором рекламных данных, который присваивает каждой рекламе уникальный идентификатор (токен). Полученный токен, информацию о рекламодателе (юридическое наименование, ИНН) нужно указать на рекламной интеграции с пометкой “Реклама”.
До осени этого года правила соблюдались нехотя по причине того, что не было предусмотрено серьезной ответственности за такое нарушение. Однако в сентябре в КоАПе появились нормы, устанавливающие штрафы от 10 000 до 500 000 рублей за несоблюдение требований в сфере маркировки рекламы.
Соблюдаются ли правила в сфере маркировки рекламы?
Для анализа сервис выбрал крупные (по количеству подписчиков) телеграм-каналы и проанализировал порядка 1 000 публикаций. Среди просмотренных каналов: Москва.Live, ВПШ, Рифмы и Панчи и другие.
На 1 000 публикаций в выбранный период пришлось 85 рекламных креативов, большая часть из которых была промаркирована неправильно или вовсе отсутствовали обязательные элементы: пометка, сведения о рекламодателе, идентификатор. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
  1. Всего 42,4% публикаций были правильно промаркированы.
  2. Неправильно оформили рекламную интеграцию в 10,6% случаев. Самыми распространенными ошибками были: не указан рекламодатель, не указан ERID, отсутствует пометка “Реклама”.
  3. Было замечено довольно большое количество так называемых “спорных публикаций”: обязательные элементы рекламы были незаметны и, например, сливались с фоном или были изображены нечитабельным размером шрифта. В таких случаях публикация не на 100% является “штрафной”, все зависит от усмотрения контролирующего органа. На данный момент практика не сформирована, а в случае наложения штрафа можно попробовать обжаловать — после появления первых прецедентов станет понятнее, насколько высоки шансы на оспаривание.
  4. И, конечно же, юристы сервиса DestraLegal.ru обнаружили контент без маркировки, общий объем которого составил 24,7%.
7accc76a.8a4bf47b_chart_1.png

Анализ публикаций в телеграм-каналах показал, что новые требования законодательства соблюдаются не всеми, но все-таки положительная динамика преобладает — почти половина креативов была промаркирована и соответствует требованиям законодательства. И это не может не радовать.
Юристами отмечается, что рекламораспространители ошибочно полагают, что в случае, если за рекомендацию не заплатили, договор не заключали, то за такой пост не накажут в случае отсутствия маркировки. Но нет, вас накажут. В этом случае не идет речь про коммерческое размещение публикации, главное — формат/стиль подачи информации.
Многолетняя практика показывает, что не все решения/предписания ФАС являются правомерными, поэтому и в случае наложения санкций за нарушение правил маркировки итоговый документ по делу может быть обжалован. Решение антимонопольного органа можно оспорить в ФАС (так называемая “ведомственная апелляция”) или судебном порядке. Причем в суд можно обратиться, минуя данную процедуру.
Однако главный минус ведомственной апелляции заключается в том, что в компетенцию коллегиальных органов входит пересмотр только тех решений и (или) предписаний территориальных органов, которые нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Таким образом, целесообразно обращаться в ФАС только в том случае, если в похожих ситуациях территориальный орган уже выносил решение в вашу пользу.
Первые административные дела. Кто и за что получил штраф на 300 000 ₽?
Кто бы мог подумать, что на посты (например, в телеграме) будут обращать внимание представители власти. Но их действительно это волнует. Большинство нарушений обнаруживается из-за жалоб подписчиков, конкурентов или просто недоброжелателей. Работа ФАС не сводится к просмотрам аккаунтов, пабликов и соц.сетей. Задача службы заключается в том, чтобы проверить поступившую жалобу и возбудить дело об административном правонарушении по факту нарушения законодательства о рекламе.
На примере наиболее известных решений покажем, какие нарушения были выявлены, а главное — какой размер штрафа был назначен.
1. Одно из первых дел, которое было возбуждено ФАС в отношении редактора паблика «Блогерша Рубцовск», в результате чего было выдано предписание. Рекламораспространитель отделался лишь испугом без потери денег.
Пример поста из решения ФАС: «Шары по 111 рублей! Нам удалось договориться с поставщиком и нам выделили баллон с хорошей скидкой. Поэтому мы можем сделать для вас шары доступнее. Лимит 300 штук. Запись идет. Успевайте! Предложение актуально при заказе от 25 штук. Студия КРЕАТИВ ул. К.Маркса 148 WhatsApp 89ХХХХХХХХХ».
2. Телеграм-канал «Лиса рулит»: отсутствует идентификатор рекламы в рекламных сообщениях. Штраф в размере 300 000 рублей.
3. Телеграм-канал «Мой Нижний Новгород»: отсутствует идентификатор рекламы. Штраф в размере 2 000 рублей (ФАС) и 30 000 рублей (Роскомнадзор).
Пример поста из решения ФАС: «Да ну нафиг отдыхать в России — это деньги на ветер!… Подпишитесь, чтобы чаще отдыхать и с удовольствием колесить Туда Сюда по России».
4. Группа в «Вконтакте» «Подслушано Зеленоградск» и телеграм-канал «Зеленоградск подслушано»: выдано предписание об устранении нарушений до 22.12.2023. Отчитаться ФАС рекламораспространитель должен до 26.12.2023. Если предписание не будет исполнено, то грозит штраф до 500 000 рублей.
Пример поста из решения ФАС: «Уважаемые родители продолжаем набор девочек от 3-х лет и старше для занятий художественной гимнастикой в ФОК «Янтарь». Развить ловкость, гибкость, артистизм, быть здоровыми, энергичными и активными помогут юным красавицам регулярные занятия спортом рядом с домом, в удобное вечернее время. Пробное занятие бесплатно».

Выводы​

С момента введения штрафов прошло еще слишком мало времени для того, чтобы образовалась сильная и объемная практика по назначению штрафов за отсутствие маркировки. Сегодня рекламораспространители пытаются подстроиться под существующие реалии размещения интернет-креативов, о чем свидетельствует проведенное нашим сервисом исследование, а ФАС и Роскомнадзор не дремлют и рассматривают жалобы, назначают штрафы. Именно поэтому не стоит пренебрегать маркировкой рекламы и советуем каждому предпринимателю разобраться в этой теме.

 
в США и ЕС уже давно такая практика
 
  • Теги
    маркировка рекламы реклама
  • Сверху Снизу