Статья «Больше никаких розовых очков». В чем причина проблем Tesla

Marat_1162

Стаж на ФС с 2014 г
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💰️
Регистрация
25/3/16
Сообщения
4.649
Репутация
9.166
Реакции
22.737
RUB
0
Депозит
3 500 рублей
Сделок через гаранта
4
Финансовые результаты Tesla за третий квартал разочаровали аналитиков по ряду направлений. Отчетность не оправдала ожиданий по выручке и чистой прибыли, усилив опасения по поводу того, сможет ли компания сохранить траекторию роста

Фото: Christian Marquardt / Getty Images

Фото: Christian Marquardt / Getty Images
Tesla после закрытия рынка 18 октября представила результаты по итогам третьего квартала 2023 года. Компания о скорректированной прибыли в размере $2,3 млрд за квартал, или $0,66 на акцию, — падение на 37% в годовом выражении и показатель прибыли за последние два года. Аналитики, опрошенные Refinitiv, прогнозировали замедление роста прибыли, но ожидали увидеть показатель на уровне $0,73 на акцию.




Фото:РБК

Фото: РБК


Выручка компании также оказалась ниже прогнозируемых значений ($24,1 млрд), составив $23,4 млрд, что на 9% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

За чем следили инвесторы: маржинальность

Валовая маржа Tesla по итогам отчетного периода снизилась на 7% в годовом выражении, до 17,9% по сравнению с значением 30%, зафиксированным в первом квартале 2022 года.



Ключевой показатель в отчетности Tesla, который ждали инвесторы и специалисты отрасли, — скорректированная маржа автомобильного подразделения — упала почти на 11 процентных пунктов и составила около 18%.




Фото:РБК

Фото: РБК


Несмотря на это, компания Илона Маска по-прежнему более высокую прибыльность, чем традиционные автопроизводители. Аналитики ожидают, что валовая прибыль автомобильного подразделения продолжит падать в четвертом квартале.

«Tesla — невероятно мощный корабль», — генеральный директор Tesla Илон Маск, добавив, что «даже у мощного корабля в шторм бывают проблемы».

Маржинальность Tesla начала стремительно снижаться в ответ на начало ценовой войны между крупнейшими автопроизводителями. По Маска, решение «пожертвовать рентабельностью в пользу производства большего количества транспортных средств» было оправданным в контексте деятельности компании.

Что будет с объемами продаж

Руководство Tesla сделало ставку на то, что стоимость автомобилей резко вырастет, как только они получат оснащение системой полностью автономного вождения (Tesla цену на свою систему автономного вождения Full Self Driving до $12 тыс. с $15 тыс. в сентябре). Однако для достижения этой цели может потребоваться не одно десятилетие, неоднократно отмечали эксперты.

В ходе последовательных снижений цен стоимость Model Y упала примерно на 25% в годовом исчислении, на Model 3 — на 20%. Снижения цен Tesla около $20 млрд продаж.
В третьем квартале автомобили Tesla продавались в среднем за $44 тыс. по сравнению примерно с $54 тыс. за аналогичный период 2022 года.
Стратегия снижения цен в какой-то мере сработала: объемы продаж Tesla примерно на 45% в годовом исчислении. Однако, несмотря на это, доля Tesla на американском рынке электромобилей продолжает снижаться: показатель до 50% в третьем квартале по сравнению почти с 65%, которые она зафиксировала в прошлом году. В третьем квартале продажи автомобилей компании выросли почти на 20%, однако этого оказалось недостаточно для сохранения доли рынка в условиях растущей конкуренции. Поставки в третьем квартале 435 тыс. единиц по сравнению с 343,8 тыс. годом ранее. Тем не менее это ниже результатов второго и первого кварталов текущего года: 466,1 тыс. и 423 тыс. автомобилей соответственно.




Фото:РБК

Фото: РБК


Компания стремилась наращивать продажи автомобилей в среднем на 50% в год. Однако, как отметил Маск, «невозможно вечно поддерживать совокупный темп роста на уровне 50% в нашей вселенной».

В ходе пресс-конференции после публикации квартального отчета Маск отдельно остановился на влиянии более высоких процентных ставок на покупателей и спрос на автомобили Tesla. Он сказал, что повышение ставок является одной из причин снижения цен Tesla в этом году.

«Я обеспокоен высокими процентными ставками, — сказал он. — Я просто не могу не подчеркнуть, что для подавляющего большинства людей покупка автомобиля — это прежде всего ежемесячный платеж».

Маск , что высокие процентные ставки также стали причиной задержки строительства очередного завода Tesla в Мексике.

Ситуация в индустрии электромобилей

После нескольких лет головокружительного роста Tesla столкнулась с более сложными внешними условиями, не связанными напрямую с бизнес-моделью самой компании. На рынок электромобилей в последние годы хлынули как старые игроки автомобильной отрасли, так и совсем молодые стартапы. Предложение на рынке активно набирает обороты, в то время как многие покупатели не решаются переходить на более дорогие по сравнению с привычными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания электрические аналоги. Автомобилисты становятся все более осторожными во всем, что касается расходов, в свете роста процентных ставок.

В этих условиях пострадала не только Tesla: последствия инфляции и высоких процентных ставок влияют на всю отрасль. General Motors модернизацию завода стоимостью $4 млрд, сославшись на изменяющийся спрос на электромобили и маржинальность. Ford Motor недавно объявила о сокращении производства своих электрических пикапов F-150 Lighting.
В целом продажи электромобилей в США продолжают повышаться — с сентября этого года они на 51%, однако темпы замедлились по сравнению с предыдущим отчетным периодом. При этом некоторые фирмы сталкиваются с растущим объемом непроданных запасов.




Фото:РБК

Фото: РБК


По данным Cox Automotive, средняя цена автомобиля с аккумуляторным двигателем в целом по отрасли в сентябре $50,683 тыс. по сравнению с $65 тыс. за аналогичный период прошлого года.

Покупатели все больше тяготеют к гибридным и подключаемым гибридным автомобилям (plug-in hybrids), которые сочетают бензиновый двигатель с питанием от аккумулятора для экономии топлива. По данным Motor Intelligence, продажи гибридов за первые три квартала текущего года подскочили на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Cybertruck

Tesla по-прежнему ожидает начала поставок долгожданного пикапа Cybertruck к концу этого года. Вскоре после выхода отчета о доходах Маск написал в Twitter, что первые поставки Cybertruck теперь запланированы на 30 ноября.

Cybertruck был впервые представлен в 2019 году. Он является первой новой пассажирской моделью Tesla более чем за три года и единственным новым предложением, которое, как ожидается, скоро появится на рынке. По словам Маска, Cybertruck забронировали более миллиона человек. Он добавил, что Tesla производить 250 тыс. таких автомобилей в год, но не ранее 2025 года.
«Мы сами вырыли себе могилу с Cybertruck», — сказал Маск, имея в виду сложность создания транспортного средства в условиях возросших издержек и необходимости изменения дизайна.

Tesla подтвердила свое поставить клиентам 1,8 млн автомобилей в этом году по сравнению с 1,3 млн по итогам прошлого года. Однако руководство не представило никаких ориентиров по планам роста на следующий год.

Как восприняли отчет инвесторы и аналитики

Аналитики с Уолл-стрит публикацию квартального отчета Tesla без особого оптимизма. Акции Tesla выросли на 97% с начала года, но за последние недели упали с максимумов 2023 года. Это значительно опережает рост индекса широкого рынка S&P 500 (14%). Однако их цена по-прежнему на треть ниже своего пика 2021 года.

Goldman Sachs снизил свою целевую цену по акциям автопроизводителя с $265 до $235, что подразумевает падение на 3,2% с текущего уровня. Банк сохранил «нейтральный» рейтинг по акциям.

«Мы полагаем, что отчет за третий квартал усилит опасения инвесторов в краткосрочной и среднесрочной перспективе, учитывая комментарии компании о том, что текущий макроэкономический фон / более высокие ставки могут затормозить ее рост (в том числе темпы расширения производства). Беспокойство могут вызвать и комментарии о том, что первоначальный рост продаж Cybertruck может быть слабым (из-за количества новых функций и технологии, которые Tesla будет использовать, а не из-за спроса более чем с 1 млн бронирований)», — написал аналитик Марк Делани в записке для клиентов в среду.

При этом долгосрочные перспективы Tesla Делани оценивает более оптимистично во многом благодаря ее лидирующему положению в секторе электромобилей и на рынках экологически чистой энергии.




Фото:РБК

Фото: РБК


Тони Сакконаги из Bernstein по-прежнему сдержанно относится к потенциалу Tesla. Он подтвердил свой рейтинг «хуже рынка» и целевую цену по акциям компании в $150 — это на 38% меньше по сравнению с ценой закрытия в среду.

«5-процентный рост выручки от автомобильного бизнеса, падение маржи и мультипликатор FCF на уровне 200х — история закончилась? — написал аналитик в заметке, опубликованной в четверг. — Во многих отношениях Tesla все больше становится похожа на обычную автомобильную компанию».

Wells Fargo и Jefferies установили целевую цену по бумагам Tesla на уровне $250, что предполагает рост всего на 3% по сравнению с текущим уровнем.

«Больше никаких розовых очков», — написал аналитик Wells Fargo Колин Ланган в заметке в среду. Ланган ожидает, что маржа компании останется под давлением, как и перспективы объема продаж из-за комментариев Маска о Cybertruck и заводе в Мексике. Ланган сохранил свой рейтинг «на уровне рынка» по акциям автопроизводителя.

Аналитик Jefferies Филипп Ушуа сохранил свою рекомендацию «держать». Он сказал, что, несмотря на «солидное» последовательное снижение себестоимости единицы проданного товара, «все остальные показатели [оказались] немного хуже».

Citi заявил, что предпочитает оставаться в стороне от акций Tesla до тех пор, пока не появится более убедительная точка входа с краткосрочными фундаментальными катализаторами. Банк подтвердил свой «нейтральный» рейтинг, одновременно снизив целевую цену по акциям до $255 с $271. Новая целевая цена предполагает потенциал роста на 5,1%.
 
  • Теги
    tesla
  • Сверху Снизу