За время применения закона № 115-ФЗ тема блокировки счета обросла множеством мифов. Расскажем, какой информации верить нельзя, и как вообще выстроить доверительные отношения с банком, чтобы работать спокойно.
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обязанность уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках и заморозке активов также имеют адвокаты, нотариусы, аудиторы и даже ИП, оказывающие бухгалтерские и юридические услуги.
Например, банк может посчитать подозрительным:
Если субъект законопослушен, то опасаться нечего. Скорее всего, дело ограничится уточнением данных и кратким диалогом с банковским учреждением.
Закон № 115-ФЗ применяется уже много лет, однако до сих пор истории о блокировке счета обрастают множеством мифов и «страшилок» для бизнеса. Попытаемся развеять самые популярные из них.
Условно говоря, у банка есть определенная «методичка», по которой она сверяет каждую операцию своего клиента.
Подозрение вызывают сделки, совершенные не по ОКВЭД, переводы без назначения платежа, сотрудничество с недобросовестными контрагентами, снятие крупных сумм наличных средств, перечисление денег со счета компании на личный счет руководителя бизнеса.
Банки обычно размещают информацию о возможных причинах блокировки на своем сайте. Рекомендуем бизнесменам при открытии счета внимательно ознакомиться с этим разделом.
Например, запрос может включать:
Отказать в проведении операции и передать сведения в Росфинмониторинг банк может, если есть конкретные основания полагать, что сделка совершается с целью отмывания дохода или финансирования терроризма.
Более того, кредитное учреждение вообще может ничего не делать с деньгами юрлица, а только проявить интерес к сделке, задать клиенту уточняющие вопросы, запросить дополнительные документы, чтобы разобраться в ситуации.
Полная блокировка счета происходит строго на основании п. 6 ст. 7 закона № 115-ФЗ. Так, банк обязан среагировать в случае, если Росфинмониторинг размещает информацию о включении субъекта в перечень террористов / экстремистов, либо выносит решение о причастности его к террористической деятельности и «заморозке» средств и имущества.
Во втором случае у клиента остается возможность вернуть денежные средства, перевести деньги на счет в другом банке, оплатить налоги, выплатить сотрудникам зарплату, а также расторгнуть договор обслуживания с кредитным учреждением по своей инициативе.
Таким образом, о парализации деятельности компании и приостановке всех расчетов речи не идет.
Старайтесь давать развернутые ответы, предоставлять полный пакет документов и поддерживать коммуникацию с банком. Если каких-то доказательств не хватает, или на их сбор требуется дополнительное время, объясните причины. Кстати, общение может строиться не только путем обмена электронной информацией, но и лично – в отделении банка.
Что именно регламентирует закон № 115-ФЗ
Положения закона 07.08.2001 № 115-ФЗ направлены на противодействие отмыванию доходов бизнеса, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Кредитные учреждения, микрофинансовые и страховые компании, а также ломбарды должны отслеживать перемещение средств по счетам граждан, ИП и юридических лиц в пределах, установленных законом.Обязанность уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках и заморозке активов также имеют адвокаты, нотариусы, аудиторы и даже ИП, оказывающие бухгалтерские и юридические услуги.
Например, банк может посчитать подозрительным:
- нетипичный для данного бизнеса характер сделок (раньше компания производила колбасу и вдруг оказывает рекламные услуги);
- отсутствие явного экономического смысла в проведенной операции (предприниматель приобрел партию сырья и тут же продал ее другому лицу по сниженной стоимости);
- обналичивание денежных средств;
- совершение сделки, результатом которой является вывод капитала из страны;
- любые запутанные схемы расчетов компаний, ИП, граждан за товары и услуги.
Если субъект законопослушен, то опасаться нечего. Скорее всего, дело ограничится уточнением данных и кратким диалогом с банковским учреждением.
Закон № 115-ФЗ применяется уже много лет, однако до сих пор истории о блокировке счета обрастают множеством мифов и «страшилок» для бизнеса. Попытаемся развеять самые популярные из них.
Миф № 1. Банк рандомно ограничивает все подозрительные операции
Кредитные учреждения отслеживают и анализируют сомнительные транзакции в соответствии с инструкциями (п. 6.3 положения ЦБ № 375 от 02.03.2012, а также пп. 6.3.4 «Типовых правил внутреннего контроля в кредитной организации», утв. Комитетом ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ 01.12.2010).Условно говоря, у банка есть определенная «методичка», по которой она сверяет каждую операцию своего клиента.
Подозрение вызывают сделки, совершенные не по ОКВЭД, переводы без назначения платежа, сотрудничество с недобросовестными контрагентами, снятие крупных сумм наличных средств, перечисление денег со счета компании на личный счет руководителя бизнеса.
Банки обычно размещают информацию о возможных причинах блокировки на своем сайте. Рекомендуем бизнесменам при открытии счета внимательно ознакомиться с этим разделом.
Миф № 2. Банковские переводы могут быть ограничены без предупреждения
Если операции по счету представляются банку сомнительными, он обязательно попросит у клиента пояснений и дополнительных документов, которые помогут подтвердить чистоту сделки.Например, запрос может включать:
- договоры с контрагентами, с приложениями и актами;
- товарные накладные и счет-фактуры;
- копии налоговой отчетности;
- штатное расписание и другие внутренние акты компании;
- выписки со счетов в других банках;
- чеки, авансовые отчеты, расчетно-кассовые ордеры и иные документы, показывающие, на что снимались наличные средства.
Отказать в проведении операции и передать сведения в Росфинмониторинг банк может, если есть конкретные основания полагать, что сделка совершается с целью отмывания дохода или финансирования терроризма.
Миф № 3. Обнаружив сомнительную сделку, банк обязательно заблокирует (заморозит) счет
Банк решает, какие действия предпринять в отношении конкретного клиента до выяснения обстоятельств. Например, ограничить дистанционное банковское обслуживание и рекомендовать закрытие счета.Более того, кредитное учреждение вообще может ничего не делать с деньгами юрлица, а только проявить интерес к сделке, задать клиенту уточняющие вопросы, запросить дополнительные документы, чтобы разобраться в ситуации.
Полная блокировка счета происходит строго на основании п. 6 ст. 7 закона № 115-ФЗ. Так, банк обязан среагировать в случае, если Росфинмониторинг размещает информацию о включении субъекта в перечень террористов / экстремистов, либо выносит решение о причастности его к террористической деятельности и «заморозке» средств и имущества.
Миф № 4. Отказ банка в проведении сомнительной операции парализует деятельность компании
Еще раз обратим внимание предпринимателей: приостановка всех операции с денежными средствами и отказ в совершении банковской операции – разные вещи.Во втором случае у клиента остается возможность вернуть денежные средства, перевести деньги на счет в другом банке, оплатить налоги, выплатить сотрудникам зарплату, а также расторгнуть договор обслуживания с кредитным учреждением по своей инициативе.
Таким образом, о парализации деятельности компании и приостановке всех расчетов речи не идет.
Миф № 5. На запрос банка отвечать необязательно
Игнорировать запросы банка, предъявленные в рамках закона № 115-ФЗ, как и затягивать с ответом, не стоит. Минимальный риск – это отмена конкретной сомнительной операции, а максимум – блокировка обслуживания, закрытие расчетного счета и информирование Росфинмониторинга об отмывании компанией доходов.Старайтесь давать развернутые ответы, предоставлять полный пакет документов и поддерживать коммуникацию с банком. Если каких-то доказательств не хватает, или на их сбор требуется дополнительное время, объясните причины. Кстати, общение может строиться не только путем обмена электронной информацией, но и лично – в отделении банка.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация