По статистике ЦБ уже более 5 тысяч человек подали жалобы на исключение из списка дропов по Закону 161-ФЗ.
Причем по результатам рассмотрения по множеству обращений приняты отрицательные решения.
Это значит, что фигуранты перечня надолго отрезаны от банковской системы. У них заблокированы карты, отключено приложение, совершить операцию можно только при личном присутствии в офисе банка и только после проверки банковским комплаенсом.
Что же делать этим людям?
Закон не предусматривает сроки давности нахождения в базе. Если человек по глупости отдал свою карту мошенникам, а те через нее обналичили ворованные деньги, то бедолаге придется забыть о нормальном банковском обслуживании на очень долгое время.
Однако, в базе достаточно большое число невиновных людей, которым также ЦБ отказывает в реабилитации.
Речь идет о гражданах, которые занимаются куплей-продажей криптовалюты.
Всему виной распространенная схема «треугольника».
Это когда мошенник открывает сделку на покупку криптовалюты ровно на ту сумму, на которую развел жертву, и подсовывает жертве реквизиты продавца криптовалюты. Продавец крипты получает деньги и отдает виртуальные монеты мошеннику. Мошенник с криптовалютой, а жертва пишет жалобу, что у него выманили деньги. А на кого ушли деньги от потерпевшего? Правильно, на ничего не подозревающего трейдера.
Такие трейдеры в основном попадают в базу ЦБ через МВД, когда по заявлению жертвы мошенничества открывается следствие. Пока идет следствие, которое может длиться годами, из базы их никто не исключит.
Но даже если невиновного человека или юридического лица включил в базу банк по обычной жалобе клиента, вскрылось неприятное обстоятельство, что банки крайне неохотно идут на контакт.
В Законе 161-ФЗ у банков нет четкой обязанности и регламента по расследованию данных случаев.
Каждый банк сам для себя решает, как ему действовать, вникать в ситуацию клиента или отделываться отписками.
Порой бывает очень сложно добиться от банка даже информации по какой именно операции была жалоба, чтобы предоставить доказательства ее необоснованности. На переписку уходят месяцы и далеко не всегда они приносят результат.
На данный момент самым действенным способом опротестовать включение в базу по 161-ФЗ является обращение в суд, что займет минимум 3–4 месяца, не считая потраченных денег на гос пошлину и юристов.
В следующем году внесут поправки в уголовный кодекс в части ответственности за дропперство и лица, включенные в базу ЦБ, вполне могут стать объектом для уголовного преследования.
Полагаю, что сейчас необходимо создавать досудебный механизм реабилитации лиц, попавших в базу необоснованно. Хороший пример – это межведомственная комиссия при ЦБ, которая разбирается с отказами в платежах и обслуживании по Закону 115-ФЗ. Было бы неплохо такую практику перенести и на Закон 161-ФЗ.
Причем по результатам рассмотрения по множеству обращений приняты отрицательные решения.
Это значит, что фигуранты перечня надолго отрезаны от банковской системы. У них заблокированы карты, отключено приложение, совершить операцию можно только при личном присутствии в офисе банка и только после проверки банковским комплаенсом.
Что же делать этим людям?
Закон не предусматривает сроки давности нахождения в базе. Если человек по глупости отдал свою карту мошенникам, а те через нее обналичили ворованные деньги, то бедолаге придется забыть о нормальном банковском обслуживании на очень долгое время.
Однако, в базе достаточно большое число невиновных людей, которым также ЦБ отказывает в реабилитации.
Речь идет о гражданах, которые занимаются куплей-продажей криптовалюты.
Всему виной распространенная схема «треугольника».
Это когда мошенник открывает сделку на покупку криптовалюты ровно на ту сумму, на которую развел жертву, и подсовывает жертве реквизиты продавца криптовалюты. Продавец крипты получает деньги и отдает виртуальные монеты мошеннику. Мошенник с криптовалютой, а жертва пишет жалобу, что у него выманили деньги. А на кого ушли деньги от потерпевшего? Правильно, на ничего не подозревающего трейдера.
Такие трейдеры в основном попадают в базу ЦБ через МВД, когда по заявлению жертвы мошенничества открывается следствие. Пока идет следствие, которое может длиться годами, из базы их никто не исключит.
Но даже если невиновного человека или юридического лица включил в базу банк по обычной жалобе клиента, вскрылось неприятное обстоятельство, что банки крайне неохотно идут на контакт.
В Законе 161-ФЗ у банков нет четкой обязанности и регламента по расследованию данных случаев.
Каждый банк сам для себя решает, как ему действовать, вникать в ситуацию клиента или отделываться отписками.
Порой бывает очень сложно добиться от банка даже информации по какой именно операции была жалоба, чтобы предоставить доказательства ее необоснованности. На переписку уходят месяцы и далеко не всегда они приносят результат.
На данный момент самым действенным способом опротестовать включение в базу по 161-ФЗ является обращение в суд, что займет минимум 3–4 месяца, не считая потраченных денег на гос пошлину и юристов.
В следующем году внесут поправки в уголовный кодекс в части ответственности за дропперство и лица, включенные в базу ЦБ, вполне могут стать объектом для уголовного преследования.
Полагаю, что сейчас необходимо создавать досудебный механизм реабилитации лиц, попавших в базу необоснованно. Хороший пример – это межведомственная комиссия при ЦБ, которая разбирается с отказами в платежах и обслуживании по Закону 115-ФЗ. Было бы неплохо такую практику перенести и на Закон 161-ФЗ.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация