Бизнес назвал проблемы проведения налоговой амнистии

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.008
Репутация
11.595
Реакции
61.852
RUB
50
В законе до сих пор нет четких критериев дробления бизнеса, а предприниматели без стимулирования к работе «в белую» не заинтересуются налоговой амнистией, опасаются в бизнес-объединении.


Проведение налоговой амнистии за дробление бизнеса будет сопровождаться трудностями. Среди них — отсутствие четких критериев, по которым можно определить дробление, и недостаток мотивации для компаний, чтобы продолжать работать «в белую». Так считает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин, отправивший письмо на имя замглавы Федеральной налоговой службы Дмитрия Сатина.

Провести амнистию для некрупных компаний, которые использовали схему налоговой оптимизации и дробили бизнес, чтобы избежать уплаты налогов, предписал президент Владимир Путин. «Не должно быть ситуации, когда компаниям невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают», — он во время послания Федеральному собранию. Налоговая амнистия упоминается президентских поручений.

Соответствующие изменения Госдума и кабмин должны внести в Налоговый кодекс к 31 июля.

Позиция бизнеса

Проблема дробления — одна из сложнейших в области налогового администрирования. Так, за 2018–2023 годы общая сумма доначислений в делах о дроблении составила 56 млрд руб., а суды рассмотрели 643 таких дела. Поэтому амнистия может осложняться отдельными факторами, среди которых:

  • Отсутствие четких критериев искусственного дробления в НК.

ФНС вводит в практику различные критерии дробления, но они «не имеют нормативного характера». Например, названные службой в 2017 году главные признаки дробления (перечисляем их в материале ) не исчерпывающие, и в каждом случае суды оценивают обстоятельства индивидуально. В результате искусственным дроблением налоговики могут признать и легальные способы ведения бизнеса, например семейное предпринимательство и франчайзинг. При этом ранее в ФНС , что вводить в закон критерии дробления бизнеса не нужно: сформированной правоприменительной практики достаточно.

  • Отсутствие стимулов для бизнеса соблюдать НК.

Предпринимателей нужно не только освобождать от ответственности за ранние нарушения, но и мотивировать соблюдать закон в будущем. «Необходимо создать для компаний такие условия, чтобы им было выгодно платить белую зарплату и все налоги». Такими стимулами могут быть сниженные ставки по взносам и сохранение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства для получения льгот. Сама по себе амнистия ничего не даст и будет вредна с точки зрения принципов равной конкуренции и всеобщности налогообложения, если причины, которые порождают дробление, останутся. Подходящим инструментом может стать переходный режим для компаний на УСН.

  • Вариативность мер.

Шубин предлагает закрепить категории налогоплательщиков, которых затронет амнистия. «Многие компании могут не понимать, какие именно действия подпадают под амнистию, то есть как именно квалифицируется дробление бизнеса». Поэтому нужно предусмотреть вариативность мер для разных категорий налогоплательщиков, а еще механизм оспаривания. При этом, сама амнистия должна быть автоматической: «Это означает, что юрлицам не требуется предпринимать какие-либо дополнительные действия или обращаться в уполномоченные органы. Все операции по дроблению, совершенные до определенной даты и времени, должны быть признаны правомерными и прощены».

  • Дата проведения амнистии.

«Опора России» предлагает установить датой вступления изменений в силу 1 января 2025-го. Оставшегося времени достаточно, чтобы внести необходимые изменения и адаптироваться к новым условиям.


 
  • Теги
    дробление бизнеса налоговая амнистия
  • Сверху Снизу