Около cеми лет Виктор Топоров проработал авиакурьером. На вопрос, много ли белорусов занято в редкой профессии, отвечает: «Считаю, что я один». Выполняя срочные заказы, налетал 1 миллион 200 тысяч миль, побывал в десятках стран, а во времена пандемии осел на родине, в Минске, и открыл здесь свое дело.
Что это за работа. «Срочно сорваться — дело привычки»
Частые заказчики — автомобильные заводы и производители медоборудования. Медицинские грузы, по словам Виктора, самые сложные.
Актуальную информацию по закрытым границам и визовым требованиям авиакурьеры постоянно проверяют на сайте IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) и других официальных источников. Чтобы выполнить заказ, порой нужно проявить чудеса комбинации.
Сколько зарабатывают авиакурьеры. «Самое горячее время — ноябрь и декабрь»
На вопрос, сколько зарабатывают в сфере, Виктор отвечает: «Неплохо». И приводит в пример гонорар, который платит авиакурьерам его компания.
Нервные моменты и не только. «Сначала ладошки потели постоянно»
Приложение App in the Air подсчитало, что Виктор налетал уже 1 миллион 200 тысяч миль. Это много, но мужчина признается: считать стал далеко не сразу. При этом поначалу белорус вообще боялся летать.
Что это за работа. «Срочно сорваться — дело привычки»
Очень часто курьеры возят самолетами инструкции к станкам, важные договоры, электронику, детали.— Самый быстрый сегодня способ доставить посылку, документы — отправить с авиакурьером. Курьер берет с собой груз в личный багаж. Если же отправить груз без сопровождения, авиафрахтом, то перевозка займет несколько дней, плюс по прилете вещь попадет на склады временного хранения. Все это займет гораздо больше времени, а его нет, — рассказывает о профессии Виктор.
— Например, сломался у «Люфтганзы» самолет во Франкфурте. Сгорел какой-нибудь сенсор, и нет допуска к полетам. Авиакомпания уже продала билеты, и борт стоит, занимает слот в аэропорту. Такие внештатные ситуации называются AOG — Aircraft on Ground. Расходы авиакомпании могут достигать миллиона евро в сутки. Нужную деталь производят на заказ на заводах «Боинга» в другой стране (возможно, на Тайване или в Китае), ее необходимо доставить как можно скорее, чтобы поднять самолет в воздух.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Пока курьер едет в аэропорт, целая команда работает над заказом: оформляются таможенные документы, бронируются билеты, водитель забирает груз с фабрики и везет в аэропорт, чтобы передать его там курьеру. Возможность срочно сорваться и улететь — это дело привычки. Главное — всегда носить с собой паспорт и зарубежные симки.— В таких ситуациях авиаперевозчики звонят в крупные логистические компании DHL, FedEx. Те в свою очередь аутсорсят заказ и обращаются в компании, специализирующиеся на доставках авиакурьером. Одна из них проверяет, где находится их ближайший курьер. Позвонить могут в любое время суток с простым вопросом: «Через сколько сможешь быть в аэропорту?» — «Через 1,5 часа». — «Окей, прыгай в такси, езжай».
Частые заказчики — автомобильные заводы и производители медоборудования. Медицинские грузы, по словам Виктора, самые сложные.
— Уже во времена коронавируса я возил из Германии в Китай маски, из Бангкока в Чикаго — детали для вентиляторов легких. Недавно перевозили из Италии в индийский институт деталь для производства вакцин. Мой друг возил допинг-пробы на чемпионаты, перевозят и стволовые клетки, спинной мозг. Такой багаж нельзя проводить через рентген, на сумке — датчик температуры, с него потом снимают показания.
В профессию авиакурьера Виктора привел друг, это было лет семь-восемь назад. Мужчина тогда жил в Греции и остался без работы.К медперевозкам курьеров основательно готовят: обучение, брифинги. Я за такие заказы не берусь. Одно дело, если из-за тебя немного простоит завод, и совсем другое, если что-то случится с человеком. Если доставка запоздает, а на нее завязана операция — пациенту снова придется ждать, сдавать анализы, еще пару недель оставаться в госпитале. Неприятно. Часто за такую работу берутся курьеры, которые сами раньше тяжело болели. Иногда они даже летают бесплатно или за символическую оплату.
Самый простой способ стать авиакурьером, говорит Виктор, — подрядиться для дочерней компании «Люфтганзы» Time: matters. Здесь важно, где живет человек.— Я не знал, что делать дальше, и тут друг позвал на Филиппины. Он к тому времени был авиакурьером уже лет десять, но летал для немецких компаний, а на Филиппинах никого не знал. Мы прилетели туда, сначала путешествовали по стране месяц, а потом стали закидывать мейлами логистические компании, предлагая свои услуги. Опыт для первого резюме я придумал. Сработало. Первая доставка была такая: вез коробки с семикондукторами (полупроводниками. — Прим. Onliner), летел авиакомпанией Cathay Pacific по маршруту Манила — Гонконг — Милан. Вообще, первый заказ — самое сложное и потом, в работе с каждым новым клиентом. К новичку обратятся, только если рядом нет проверенного человека.
Коронавирус сильно осложнил жизнь авиакурьерам. Когда из-за пандемии страны стали закрывать границы и вводить карантин, Виктор понял: на этом его работа закончилась.— Если в экзотическом месте, где курьеров нет, то все заказы оттуда твои. Важно, какой у тебя паспорт, какие есть визы, есть ли у тебя бонусные карты каких-то авиакомпаний
Прилетел в Минск, и тут меня посадили на карантин на две недели. Я понял, что не могу пока больше летать с белорусским паспортом: в ЕС без ВНЖ мне сейчас не влететь, в Америку тоже не попасть, Азия закрыта. Решил открыть компанию в Беларуси и давать работу другим людям. Юрлицо AirFocus зарегистрировано здесь, но белорусских заказов у нас пока нет. Мы находим работу для курьеров со всего мира, в нашей базе их 467. Это фрилансеры, которые летают не только для нас.— Из-за карантинов и других ограничений до сих пор не могу попасть на Филиппины, где остались мои вещи. Помню, как после последнего заказа сидел в аэропорту Амстердама 22 часа. Магазины не работали в связи с ковидом, бизнес-зал закрыли. У меня с собой были три манго и сухая овсянка.
Актуальную информацию по закрытым границам и визовым требованиям авиакурьеры постоянно проверяют на сайте IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) и других официальных источников. Чтобы выполнить заказ, порой нужно проявить чудеса комбинации.
— Недавно был багаж из Норвегии в Гану (небольшое государство в Западной Африке. — Прим. Onliner). Чтобы его выполнить, скомбинировали двух курьеров. Норвежцу в Гану нельзя — нет визы, поэтому он только довез груз до Франкфурта. Там его подхватил курьер с тунисским паспортом — человек может летать в Гану, для него в Африке виза по прибытии. Тунисец сам в Норвегию за грузом полететь не мог — его бы там посадили на десятидневный карантин.
Сколько зарабатывают авиакурьеры. «Самое горячее время — ноябрь и декабрь»
На вопрос, сколько зарабатывают в сфере, Виктор отвечает: «Неплохо». И приводит в пример гонорар, который платит авиакурьерам его компания.
Сколько времени в месяц работает один авиакурьер, ответить сложно. Виктор отмечает, что раз на раз не приходится. Есть зависимость от сезона. В июле — августе заказов мало, потому что многие заказчики уходят в отпуска. В ноябре — декабре много: все торопятся закрыть дела до конца года. Про свою работу мужчина говорит так:— Расценки — 175 евро в сутки плюс покрываются все расходы на билеты, гостиницу. Заказы по Европе занимают в основном день или два, в США и Мексику из Европы — 3—4 дня. Если заказ однодневный, то платим чуть больше — 250.
Белорус работает только с заказчиками-фирмами, потому что при их грузах есть все нужные документы.— Бывало, работал очень напряженно. Был месяц, когда слетал из Манилы в Шанхай 17 раз. В одну сторону — 3,5 часа. А случалось, всего за несколько дней на четырех континентах успевал побывать.
В доковидные времена Виктор возвращался из Филиппин в Минск раз в год на полтора месяца. Основная причина — менял паспорта, в которых заканчивалось место для виз.— У заводов с бумагами все в порядке. Сам багаж упакован, опечатан. С физлицами не работаем. В России есть две компании, чьи курьеры возят частным лицам всякие тапки из Дубая — ерундой занимаются. У нас тоже были предложения: привези пять пар обуви и сумочку! Потом смотришь, а это все 30 тысяч евро стоит, надо декларировать. То есть самому возиться с документами, везти, платить. К тому же не знаешь, вернет тебе этот человек деньги или нет.
— По сравнению с другими паспортами, безвизовых стран для нас мало (Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация— Прим. Onliner). Несмотря на это, белорусский паспорт дает некоторые «плюшки». Например, безвизовый Китай. Европейцам тяжело получить бизнес-визу в эту страну, так что тут авиакурьер-белорус может быть в дамках. Безвизовые Турция, Россия. Еще Вьетнам — но тут важно не ошибиться, так как в эту страну ты можешь летать без визы только раз в месяц.
Нервные моменты и не только. «Сначала ладошки потели постоянно»
Приложение App in the Air подсчитало, что Виктор налетал уже 1 миллион 200 тысяч миль. Это много, но мужчина признается: считать стал далеко не сразу. При этом поначалу белорус вообще боялся летать.
— Ладошки потели постоянно. Особенно боялся взлета и посадки. Теперь тоже бывает тревожно. Когда летишь из Азии в Европу где-то над Индией, самолеты, особенно «Туркишей» (Turkish Airlines. — Прим. Onliner), начинает колбасить, с полок вещи вылетают. Встать с кресла нельзя, надо хорошо пристегнуться.
Заказы срочные — значит, счет идет на минуты. Отделам логистических компаний приходится быстро придумывать новый план, если что-то пошло не так.— Первое время опасался, что меня по какой-то причине не посадят на рейс. У меня был вид на жительство в Греции, но его вклеили неправильно, случайно перевернув. Из-за этого в аэропортах меня отправляли на дополнительную проверку. Это отнимало время. Наконец в немецком аэропорту мне рассказали, в чем дело. Потом я стал смелее и сразу объявлял пограничникам: «Знаю вас, сейчас меня заберете на вторую проверку, потому что у меня перевернута страница! Только в вашем аэропорту так поступают!» И они такие: «Нет-нет, что вы, не собираемся мы вас никуда отправлять!»
Позитивных эмоций в профессии тоже полно. Когда дело сделано, можно и мир посмотреть. Если хочется задержаться в условном Китае или Штатах, можно попросить заказчика обратный билет с более поздним вылетом.— Был у нас заказ из Франкфурта в Скопье, Македония. Клиент сказал, что груз такой: три коробки по 20 кило. Но курьеру на фабрике выдали огромный ящик на 204 килограмма. Ни одна авиакомпания такое в пассажирский багаж не возьмет. Клиент извинился, но сказал, что коробка ему все равно очень нужна уже сегодня. С разрешения клиента мы открыли и перепаковали багаж за несколько часов до вылета. Оказалось, что внутри — много маленьких коробок, которые можно перепаковать в десять единиц багажа.
Но лимит сербской авиалинии — пять единиц багажа на пассажира, поэтому пришлось присылать на помощь второго курьера. Ситуацию усложняло и то, что груз должен был пройти таможню в аэропорту именно одной большой коробкой, ведь так было указано в документах. А потом уже курьеры все пересобирали: только за обмотку пленкой этого багажа они заплатили 150 евро. Но справились за несколько часов: заказ пришел в час дня, а в 20:30 уже вылетел самолет.
— Был интересный случай: мне позвонила компания из Гонконга и сказала, что есть доставка в Чунцин. Я обрадовался, потому что это недалеко от Чэнду, моего любимого города в Китае. Думаю, закончу работу и сяду на поезд, приеду в Чэнду, буду там неделю тусить. Говорю: давайте мне обратный билет из Чунцина через неделю. Они согласились. Еду в аэропорт, смотрю на билет, а там код аэропорта назначения другой. И это не Чунцин, а Чанчунь! Это совсем в другой стороне, ближе к России, а еще там мороз, а я в шортах. Сказал заказчику, что срочно надо менять обратный билет на завтра. Поменяли, а я в аэропорту купил штаны и полетел в Чанчунь.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация