ЦБ уточнил стандарты раскрытия информации МФО для своих клиентов. Помимо традиционных данных по структуре управления, устава и прочих организационных документов потребуются данные о собственниках, бухгалтерская отчетность за несколько лет, и еще ряд значимых документов.
Это должно повысить прозрачность рынка. Но не все его участники могут справиться с раскрытием такого объема информации. Как нет и гарантии, отмечают эксперты, что потребители будут изучать ее и делать разумные выводы.
Банк России
Требования регулятора вполне обоснованы, соответствуют концепции повышения прозрачности рынка и направлены на повышение лояльности клиентов. Кроме того, подробное раскрытие всей этой информации поможет избавить младший менеджмент МФО от дополнительных лишних вопросов и траты времени на разъяснения и консультации — можно будет просто предоставить ссылку на соответствующий раздел или выдать готовый документ.
Без предоставления информации всеми игроками в единообразных объемах у клиентов не будет формироваться культура выбора финансовых институтов и потребления. При этом, большинство крупных и средних игроков уже раскрывают даже большие объемы информации о своей деятельности. Действительно, на сайтах ряда участников рынка, особенно имеющих публичные выпуски ценных бумаг, можно найти и данные по бенефициарам, и разнообразную финансовую отчетность. Но потребители указанной информацией могут даже не воспользоваться.
Но для добросовестных МФО новые нормы будут логичным поступательным шагом, а не «авральным», хотя нововведения и могут стать трудозатратными для небольших игроков.
Впрочем, не стоит ожидать массового ухода с рынка. Покинуть рынок могут те, кто и ранее не соблюдал правила по раскрытию информации, вряд ли они будут соблюдать и обновленные требования. «Исполнение новых требований регулятора будет очень хорошим маркером и проверкой на недобросовестность». Компании, пренебрегающие соблюдением прав потребителей, рано или поздно «уйдут в тень и там попадут уже в поле зрения правоохранительной системы».
Это должно повысить прозрачность рынка. Но не все его участники могут справиться с раскрытием такого объема информации. Как нет и гарантии, отмечают эксперты, что потребители будут изучать ее и делать разумные выводы.
Банк России
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
17 августа обновленный перечень информации, необходимой к раскрытию для компаний микрофинансового сектора. Так, с 1 октября МФО обязаны раскрывать результаты финансово-хозяйственной деятельности: порядок выдачи займов и привлечения денег, контактные данные организации, включая информацию о руководителях, а также сведения о предписаниях, ограничивающих выдачу займов и привлечение денег, говорится на сайте регулятора. Кроме того, МФО должны сообщать, куда клиенты могут пожаловаться и как направить обращение финансовому уполномоченному.Сейчас компании сектора должны раскрывать организационную информацию, прежде всего данные о структуре управления, устав. «Новые требования позволят сделать работу микрофинансовых институтов более понятной и прозрачной для потребителей. Потенциальные клиенты смогут более осознанно принимать решения»,— поясняют инициативу в ЦБ.В Банк России за шесть месяцев 2021 года на рассмотрение поступило 125,1 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Из них 13,1% — на МФО и КПК. Общее число обращений сократилось на 15,6 п. п., однако число жалоб на МФО и КПК увеличилось на 4 п. п.
Требования регулятора вполне обоснованы, соответствуют концепции повышения прозрачности рынка и направлены на повышение лояльности клиентов. Кроме того, подробное раскрытие всей этой информации поможет избавить младший менеджмент МФО от дополнительных лишних вопросов и траты времени на разъяснения и консультации — можно будет просто предоставить ссылку на соответствующий раздел или выдать готовый документ.
Без предоставления информации всеми игроками в единообразных объемах у клиентов не будет формироваться культура выбора финансовых институтов и потребления. При этом, большинство крупных и средних игроков уже раскрывают даже большие объемы информации о своей деятельности. Действительно, на сайтах ряда участников рынка, особенно имеющих публичные выпуски ценных бумаг, можно найти и данные по бенефициарам, и разнообразную финансовую отчетность. Но потребители указанной информацией могут даже не воспользоваться.
Но для добросовестных МФО новые нормы будут логичным поступательным шагом, а не «авральным», хотя нововведения и могут стать трудозатратными для небольших игроков.
Впрочем, не стоит ожидать массового ухода с рынка. Покинуть рынок могут те, кто и ранее не соблюдал правила по раскрытию информации, вряд ли они будут соблюдать и обновленные требования. «Исполнение новых требований регулятора будет очень хорошим маркером и проверкой на недобросовестность». Компании, пренебрегающие соблюдением прав потребителей, рано или поздно «уйдут в тень и там попадут уже в поле зрения правоохранительной системы».