Пилоты дубайской авиакомпании не послушались рекомендаций диспетчеров аэропорта Ростова-на-Дону и решили сажать самолет.
Диспетчеры аэропорта Ростова-на-Дону всю ночь не отрывали глаз от мониторов: с вечера над полем бушевал порывистый ветер, поэтому аэропорт работал по фактической погоде: пилоты сами решали, садиться или нет. С 1:30 ночи над ночным Ростовом кружил Boeing-737-800 компании FlyDubai, который привёз туристов из тёплых Эмиратов. Самолёт делал круг за кругом, но пилот так и не решался садиться. Компанию в небе ему вскоре составил борт SU 1166 из Москвы. Его командир сделал попытку захода на посадку, но, получив мощный удар бокового ветра, увёл самолёт от греха подальше в соседний Краснодар. После него из Ростова-на-Дону благополучно «ушёл» рейс на Худжанд.
В 3:40 командир Boeing-737 всё же решил рискнуть: он зашёл на взлётно-посадочную полосу, стал садиться, но в самый последний момент вдруг передумал.
— Дул шквальный юго-западный ветер с порывами 25–30 метров в секунду, был туман и ливень, — говорит сотрудник авиаузла. — Но командир борта FZ-981 принял решение идти на посадку. Он начал снижение с высоты почти 9 тыс. м, опустившись до 4 тыс., после чего стал заходить на полосу. Скорее всего, поняв, что не сможет при сильном порыве сесть с первой попытки, он решился на второй круг.
В 3:50 диспетчеры аэропорта приняли последнее сообщение командира: Go around (ухожу на второй круг). От маневра Boeing резко задрал нос, чиркнув «взлётку» фюзеляжем, после чего его буквально разнесло взрывом на куски. Шансов выжить ни у кого не было.
— К сожалению, во время снижения и захода на посадку из-за сильного ветра лайнер попал в зону сильной турбулентности и пилоту не удалось удержать самолёт, — предполагает эксперт. — Тяжёлый Boeing 737-800 ещё до касания шасси с землёй стало заваливать в штопор. Пилот попытался поднять самолёт вверх, но лайнер на скорости более 300 км/ч и на высоте примерно в 200–250 метров «клюнул» носом и рухнул на землю, взорвавшись в нескольких сотнях метров от взлётно-посадочной полосы аэропорта.
В авиакатастрофе погибли все находившиеся на борту люди: 55 пассажиров и 6 членов экипажа. Большинство были жителями Ростова, которые летали отдыхать в Арабские Эмираты. Среди пассажиров были четверо детей и трое иностранцев. О катастрофе уже известили посольства этих стран.
Ветер носит между пожарными машинами «Центраспаса» и «Лидера» МЧС страшные находки: одежду и вещи пассажиров. Спасатели осматривают обломки и уже нашли один из чёрных ящиков, его отдали на расшифровку специалистам.
По факту авиакатастрофы в Ростове-на-Дону Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». По словам официального представителя ведомства Владимира Маркина, для оказания практической помощи также вылетели криминалисты Главного управления криминалистики СК, имеющие опыт расследования авиационных происшествий.
— Дело принято к производству 7-м следственным управлением СКР с дислокацией в городе Ростове-на-Дону, — отметил представитель СК.
Следователи традиционно отрабатывают несколько версий. Это человеческий фактор — ошибка пилотов Boeing, авиадиспетчеров, а также технический — неисправность самолёта или навигационного оборудования в аэропорту. Приоритетной пока является ошибка пилотов FlyDubai. Пока непонятно, что именно двигало командиром Boeing, когда он всё же принял решение садиться в Ростове при таком ветре. Однако даже то, что он в последний момент решил зайти на второй круг, может говорить о том, что всё же почувствовал опасность.
Авиационные эксперты также склоняются к версии о том, что причиной крушения Boeing авиакомпании FlyDubai стали плохие погодные условия и ошибка пилота.
— По предварительной версии, это опять пресловутый человеческий фактор, пилот переоценил свои возможности, — заявил Lifenews находящейся на месте катастрофы сотрудник региональной транспортной прокуратуры.
По его словам, как следует из обработки данных радиолокационных приборов службы организации воздушного движения Ростовского авиаузла, пилот рейса FZ-981 принял решение не менять курс на Краснодар, как ему советовалидиспетчеры, а садиться в аэропорту Ростова-на-Дону. Однако всё было по закону: авиационные правила Международной организации гражданской авиации (ИКАО) дают командиру самолёта право самому решать, уходить ли на запасной аэродром или садиться по фактической погоде в аэропорту назначения.
В службе организации воздушного движения Ростовского авиаузла подтверждают, что командир самолёта Boeing 737-800, запросив посадку, получил предложение уйти на запасной аэродром в Краснодар.
Возможная ошибка пилота заключалась в том, что после решения о втором круге он слишком рано перевёл двигатели на максимальную тягу и начал набирать высоту — в этот момент тяжёлый самолёт по инерции всё ещё продолжал снижение, высота от земли не превышала 10 метров, поэтому он и задел фюзеляжем бетонную полосу.
Что касается технического фактора, то Boeing с бортовым номером A6-FDN и серийным номером 40241 фактически только начинал жизнь в небе — ему было всего 5 лет. Возраст для машины детский.
Свой первый полёт он совершил 21 декабря 2010 года. Самолёт был приобретён авиакомпанией Flydubai у производителя, компании Boeing, 19 января 2011 года.
Представители корпорации Boeing уже знают о катастрофе и, возможно, будут помогать в расследовании.
К аэропорту Ростова-на-Дону также не будет вопросов: в 2015 году его реконструировали, взлётно-посадочная полоса находится в хорошем состоянии.
По данным источников LifeNews, в аэропорт Ростова-на-Дону также прибыли специалисты-взрывотехники из Центра специального назначения ФСБ России, дислоцируемого в столице Южного федерального округа. Они будут отрабатывать версию возможного теракта на бору лайнера. Эта версия пока также не отвергается: на видео с камер наблюдения, которые зафиксировали момент удара самолёта о землю, видна вспышка, возникающая до или в момент столкновения.
— Взрыв-то был, только пока не ясно, произошёл он до касания с землёй или в воздухе, — говорит эксперт.
Следователи уже опросили очевидцев: несколько из них заявили, что видели яркую вспышку в районе фюзеляжа самолёта, примерно за 1,5–2 секунды до столкновения лайнера с землёй.
Авиакомпания FlyDubai была основана лишь семь лет назад Правительством ОАЭ и базируется в Международном аэропорту Дубай. В истории этого лоукостера ещё не было авиационных катастроф. Компания была образована в 2009 году и начинала с нескольких самолётов, но за 7 лет довела свой авиапарк до 50 самолётов Boeing 737-800. В ноябре 2013 года FlyDubai заказала ещё 111 самолётов Boeing.
В России самолёты этой компании выполняют рейсы в Москву, Минеральные Воды, Самару, Уфу, Казань, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень. Президентом FlyDubai является Ахмед бен Саид Аль Мактум. Он приходится дядей нынешнего правителя эмирата Дубай шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума. Сам Ахмед бен Саид — сын экс-правителя эмирата Дубай, шейха Саида бен Мактума Аль Мактума.