Аутсорсинг: что это такое и как его учесть

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.897
Репутация
62.390
Реакции
277.087
RUB
0
Кризис, вызванный западными санкциями, вынуждает бизнесменов сокращать расходы. Аутсорсинг – один из вариантов, который позволяет сэкономить. Что он собой представляет, каковы его преимущества и недостатки, как учесть расходы на аутсорсинг, расскажем далее в нашей статье.


NDM4LmpwZw.webp


[H2] Аутсорсинг простыми словами[/H2]
Слово «аутсорсинг» произошло от английского «outsourcing», которое переводится как «внешний источник». Им обозначают получение заказчиком определенных услуг или работ от другой компании. Обычно они необходимы, чтобы решить задачу, связанную с непрофильными для заказчика функциями.

Примером может служить уборка помещений, доставка еды в офис, юридическое и бухгалтерское сопровождение компании.
Отношения между заказчиком и сторонней организацией оформляются договором возмездного оказания услуг или подряда. Независимо от названия, к нему будут применяться исключительно нормы ГК. Положения трудового законодательства здесь не работают.

Аутсорсинг не подпадает под понятие заемного труда. Исполнитель оказывает заказчику услуги или выполняет работы, а не предоставляет персонал. Следовательно, сотрудники не работают под управлением и контролем чужого работодателя. Таким образом, не нарушается запрет, установленный ч. 1 ст. 56.1 ТК.
[H2] Плюсы и минусы аутсорсинга[/H2]
К плюсам аутсорсинга относят:


  • сокращение затрат на персонал и социальные обязательства. Заказчик избавлен от необходимости выплачивать заработную плату, премии, пособия по временной нетрудоспособности, отпускные и различного рода компенсационные выплаты. В случае спада спроса на продукцию он не будет, сокращая сотрудников, выплачивать выходные пособия и сохраняемый средний заработок на период трудоустройства;
  • экономию управленческих ресурсов. Контролирует сотрудников их непосредственный работодатель, заказчику не нужно тратить на это время и силы;
  • повышение качества получаемых услуг. Это актуально для компаний, которым проблематично нанять квалифицированных сотрудников на отдельные позиции, например, из-за невозможности платить достойную зарплату. Для аутсорсинговой фирмы это основное направление деятельности, поэтому ей проще предоставить сотруднику высокую зарплату, обучение, а также регулярное повышение квалификации;
  • возможность быстро перестроить бизнес. Достаточно прекратить отношения с одной аутсорсинговой компанией и начать их с другой. Не нужно принимать и увольнять сотрудников.
Среди минусов выделяют:


  • нарушение конфиденциальности. Поручиться за сохранность приватных данных в сторонней компании нельзя, тогда как контролировать своих сотрудников проще и надежнее;
  • риск некачественного выполнения функций. У заказчика отсутствует возможность «на берегу» оценить квалификацию специалистов исполнителя. Проблемы могут выявиться уже по ходу сотрудничества с аутсорсинговой компанией, например, низкая квалификация юристов проявится в проигрыше дел в суде, а бухгалтера – в наложении на компанию штрафов из-за не вовремя сданной отчетности или наличия ошибок в ней;
  • отсутствие контроля над переданными функциями.
[H2] Отличие аутсорсинга от аутстаффинга[/H2]
Аутстаффингом обычно называют привлечение одним лицом (заказчиком) работников, которые оформлены у другого лица (исполнителя). Такие работники трудятся в интересах, под управлением и контролем заказчика, но не заключают с ним трудовойили гражданско-правовой договор. Зарплату, отпускные и прочие им выплачивает исполнитель (их работодатель).


Заказчик и исполнитель составляют договор о предоставлении персонала, в котором определяют условия и срок, в течение которого будут трудиться работники. Если принимающей стороне нужен не персонал, который перейдет под его контроль, а конкретная услуга, то это уже не аутстаффинг. В этом случае можно говорить об аутсорсинге.
Условия, при которых допустимо заключать договор о предоставлении персонала, и требования к нему установлены в ст. 18.1 закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 и статье 53.1 ТК. Предоставлять свой персонал другим лицам может:


1. Частное агентство занятости, которое:

  • является юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ;
  • прошло аккредитацию на право предоставлять сотрудников;
  • не применяет специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения (п. 8 ст. 18.1 закона № 1032-1).
Частное агентство занятости по общему правилу может предоставить персонал юрлицу или ИП (ч. 2 ст. 341.2 ТК):


  • для замены временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется его рабочее место;
  • выполнения работ, которые связаны с временным (до 9 месяцев) расширением производства или увеличением объема оказываемых услуг.
Физлицу, не являющемуся ИП, агентство может предоставить персонал только для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (ч. 2 ст. 341.2 ТК).
Частное агентство занятости обязано включить в трудовой договор с работником условие о том, что он будет выполнять свою трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем юрлица или гражданина, не являющихся его работодателями (ч. 1 ст. 341.2 ТК).


2. Другое юридическое лицо, но только:

  • своему аффилированному юрлицу;
  • юрлицу, вместе с которым они являются сторонами акционерного соглашения, либо самому акционерному обществу, в отношении прав на акции которого заключено такое соглашение.
Если договор о предоставлении персонала заключен с нарушением этих условий, то такие отношения могут быть признаны заемным трудом, который запрещен в силу .

Для наглядности приведем отличия аутсорсинга и аутстаффинга в таблице.

Признак сравнения
Аутсорсинг
Аутстаффинг
Цель заключения договора​
Выполнение работ, оказание услуг, в том числе относящихся к функциям или предмету деятельности заказчика, исполнителем по гражданско-правовому договору, например об оказании курьерских или IT-услуг (п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 702 ГК)​
Временное предоставление заказчику сторонних работников, чтобы они трудились в его интересах, под его управлением и контролем (п. 2 ст. 18.1 закона № 1032-1)​
Кто может быть исполнителем​
По общему правилу любое лицо. Однако для отдельных видов деятельности могут быть установлены ограничения, например, требования к наличию лицензии, членства СРО, аккредитации​
Ограниченный круг юридических лиц:

частное агентство занятости, имеющее аккредитацию;

другая организация, но с условием о передаче персонала определенным лицам, в частности, аффилированным​
Место, где трудятся работники​
Как правило, на территории исполнителя (п. 1 ст. 316 ГК)​
Как правило, на территории заказчика (п. 2 ст. 18.1 закона № 1032-1)​
Кто руководит персоналом и контролирует его​
Исполнитель ( , ст. 783 ГК)​
Заказчик (п. 2 ст. 18.1 закона № 1032-1)​
Требуется ли согласие персонала на работу у другого лица​
Нет, поскольку персонал продолжает работать на исполнителя аутсорсинга​
Да​
Нужно ли указывать срок исполнения​
Необязательно, если исполнитель оказывает заказчику услуги; обязательно, если он выполняет работы (п. 1 ст. 708 ГК)​
Срок, в течение которого работники будут трудиться у заказчика, должен быть определен (п. 2 ст. 18.1 закона № 1032-1)​
Как оплачивается труд персонала​
Согласно договорам, заключаемым исполнителем с персоналом​
Условия оплаты труда работников исполнителя должны быть не хуже, чем у работников заказчика с теми же трудовыми функциями и квалификацией ( )​
[H2] Примеры аутсорсинга[/H2]
Организации решают воспользоваться услугами аутсорсинговой компании по нескольким причинам:



  • необходимый объем услуг или работ настолько мал, что нет смысла нанимать работника;
  • определенные работы и услуги нужны не постоянно, а время от времени;
  • обстоятельства вынуждают сокращать расходы на оплату труда и зарплатные налоги.
Приведем несколько примеров аутсорсинга


[H3] Производственный[/H3]
Компания передает исполнителю часть своих функций, таких как разработка новых образцов продукции, изготовление полуфабрикатов, хранение готовой продукции и так далее.

Примером может служить шведская корпорация IKEA, которая занимается только разработкой дизайна и выстраиванием структуры продаж. Непосредственно продукцию изготавливают ее партнеры, которых насчитывается более 2,5 тысяч.

[H3] IT[/H3]
Зачастую компании приходят к выводу, что обслуживание компьютеров и оргтехники выгоднее передать на аутсорсинг, чем содержать собственного программиста.


[H3] Бухгалтерский[/H3]
Он востребован среди небольших компаний и индивидуальных предпринимателей. Им выгоднее передать функции бухгалтерии организации со стороны, чем нанимать сотрудника. В этом случае заказчик также экономит на приобретении специальных бухгалтерских программ.


[H3] Юридический[/H3]
Здесь исполнитель берет на себя полностью или частично функции юриста организации. Небольшие фирмы, не имеющие штатного юриста, передают на аутсорсинг всю правовую работу: от написания инструкций и приказов до представления интересов фирмы в судах.


Более крупные предприятия со штатным юристом привлекают сторонние компании для решения специфических задач, например, для заключения внешнеторгового контракта. Проще привлечь специалиста, разбирающегося в законодательстве нужной страны, чем поручить своему юристу в срочном порядке изучить его.
[H2] Как составить договор об аутсорсинге[/H2]
Договор аутсорсинга следует составлять по правилам договора об оказании услуг или подряда. Эти договоры могут быть абонентскими, если исполнитель оказывает услуги или выполняет работы по требованию заказчика.


В договоре аутсорсинга согласовываются следующие основные условия, а именно.

[H3] Предмет[/H3]
Это необходимо, чтобы договор был заключен (п. 1 ст. 432 ГК). Нужно описать, что именно должен делать исполнитель: вести бухгалтерский, налоговый учет, оказывать IT-поддержку (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779 ГК).

В договоре подряда следует указать, каким должен быть результат (п. 1 ст. 702 ГК), например, описать программу, которая будет создана.
Для согласования предмета необходимо определить также объем услуг или работ. Если у вас абонентский договор, можно ограничить объем исполнения, например, установить его верхний предел (п. 32 постановления Пленума ВС от 25.12.2018 № 49).

[H3] Сроки оказания услуг (производства работ)[/H3]
Для подрядного договора срок выполнения работ – это существенное условие (п. 1 ст. 708 ГК). При его несогласовании он считается незаключенным. А для договора об оказании услуг данное условие необязательно. По общему правилу договор нельзя признать незаключенным только из-за того, что в нем не прописаны сроки оказания услуг (п. 8 обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными – приложения к информационному письму Президиума ВАС от 25.02.2014 № 165).
Если исполнитель или подрядчик работают по заявкам, можно согласовать сроки их исполнения или указать, что срок будет определен в заявке.



В абонентском договоре можно определить срок абонентского обслуживания — в какой период исполнитель будет его осуществлять. Следует указать календарные даты, период времени или событие, которое обязательно должно наступить ( ).
[H3] Цена[/H3]
Как правило, в договоре указывается цена всех услуг (работ), которые заказчик получит. Приложить также можно смету, прайс-лист исполнителя (подрядчика) или другой подобный документ. В абонентском договоре допустимо указать размер абонентской платы и порядок ее внесения.

Если не согласовать цену, то придется брать за основу стоимость аналогичных услуг (работ) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК). В итоге цена может отличаться от той, на которую рассчитывали стороны.

[H3] Порядок выполнения договора[/H3]
Здесь важно описать, как стороны будут взаимодействовать. Можно, например, указать уполномоченных представителей сторон, порядок передачи друг другу сведений и документов, порядок обработки заявок заказчика, если услуги или работы выполняются по заявкам и так далее.


[H3] Ответственность сторон[/H3]
Например, можно установить неустойку за наиболее существенные нарушения, в частности, за просрочку выполнения стороной своих обязательств. Иногда из-за некачественной услуги, например, ошибки при ведении налогового учета, заказчика могут привлечь к ответственности.


На этот случай можно предусмотреть, что исполнитель возмещает суммы штрафов, уплаченных по его вине.

.
[H2] Бухгалтерский учет расходов на аутсорсинг[/H2]
Стоимость оказанных услуг или выполненных работ по договору аутсорсинга (без учета НДС, принимаемого к вычету), как правило, включают в расходы по обычным видам деятельности (пп. 5, 6, 6.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Обычно на аутсорсинг передают выполнение непрофильных задач, поэтому в большинстве случаев такие траты относятся к косвенным расходам или расходам на продажу. В зависимости от конкретного вида услуг, работ их стоимость может относиться, в частности:

  • к общепроизводственным расходам (например, если оказаны услуги по обслуживанию производственного оборудования);
  • управленческим расходам (например, если оказаны юруслуги);
  • расходам на продажу (например, если исполнитель выполняет логистические функции торговой организации или оказывает ей курьерские услуги).
Расходы в общем случае признают в периоде составления акта приемки-сдачи оказанных услуг (выполненных работ) или другого первичного документа, подтверждающего их оказание или производство (пп. 16, 18 ПБУ 10/99).


Договор может быть абонентским, с фиксированным ежемесячным платежом, и в нем может отсутствовать условие о ежемесячном составлении акта. Примером может служить договор о ведении бухгалтерского и налогового учета. Расходы по нему признают на последнее число каждого месяца в течение срока действия договора в сумме, равной величине оплаты за месяц, за вычетом НДС, принимаемого к вычету (п. 16 ПБУ 10/99). Для этого ежемесячно составляется бухгалтерская справка, содержащая обязательные реквизиты первичного учетного документа. В ней будет зафиксирована стоимость оказанных за месяц услуг или выполненных работ (ч. 1 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Операции по договору аутсорсинга отражают следующими проводками.



Операция
Дебет
Кредит
Отражена стоимость услуг (работ)​
25 (26, 44 и другие)​
60​
Отражен НДС со стоимости услуг (работ)​
19​
60​
НДС принят к вычету (при соблюдении общих условий для вычета)​
68​
19​
Оплачены услуги (работы) по договору аутсорсинга​
60​
51​
[H2] Налоговый учет расходов на аутсорсинг[/H2]
Стоимость оказанных услуг или выполненных работ по договору аутсорсинга при расчете налога на прибыль учитывают (в зависимости от их характера):

1. В материальных расходах, если оказываются услуги, выполняются работы производственного характера, например, обслуживание производственного оборудования или IT-услуги (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК).
2. В прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией, если исполнитель оказывает:

  • юридические или консультационные услуги (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК);
  • услуги по управлению организацией или ее подразделениями (пп. 18 п. 1 ст. 264 НК);
  • услуги по ведению бухгалтерского учета (пп. 36 п. 1 ст. 264 НК).
3. В стоимости материалов, если услуги или работы связаны с их приобретением, например, если исполнитель осуществляет доставку материалов до склада организации (п. 2 ст. 254 НК).


Важно, чтобы расходы компании по договорам аутсорсинга были обоснованными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК).
Документальным подтверждением факта оказания услуг или производства работ по могут быть следующие документы:

  • договор аутсорсинга;
  • задание заказчика;
  • отчет исполнителя;
  • акт об оказании услуг (выполнении работ).
Документальное оформление факта оказания услуг или выполнения работ должно быть достаточно детализировано, чтобы можно было установить конкретные виды услуг (работ) и определить их стоимость.


Нужно, чтобы такие услуги и работы не дублировали функции, которые выполняют сотрудники компании. В противном случае будет трудно доказать, что заключение договора аутсорсинга не имело основной целью снижение суммы налога на прибыль к уплате и применение налогового вычета по НДС (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК, письмо Минфина от 13.12.2019 № 01-03-11/97904).
Расходы признают на дату:


  • составления акта приемки-сдачи оказанных услуг или выполненных работ, другого первичного документа, подтверждающего оказание услуг или выполнение работ, если стоимость услуг (работ) учитывается как услуги производственного характера ( );
  • расчетов по договору, на дату составления акта или на последний день отчетного (налогового) периода – если стоимость услуг (работ) относится к прочим расходам ( );
  • передачи материалов в производство, если стоимость услуг (работ) связана с их приобретением ( ).






 
Сверху Снизу