Продажи алкоголя в России рухнули, импорт вытесняют пошлины, а потребители массово уходят в «дешевку». И лишь некоторые компании растут рекордными темпами. Инвесторам остаётся только правильно выбрать, на кого ставить...
Совсем недавно наткнулся на обилие новостей со статистикой в различных СМИ о падении продаж алкоголя и бессмысленности инвестирования в компании сектора. Мол, если главный драйвер роста упал, то не следует ждать хорошей перспективы от таких акций... Да, но не совсем так
По статистике видно, что алкогольный рынок в первом полугодии достаточно сильно просел и это заметно не только по просадке продаж на 14,7%, но и по сокращению производства на 26% до 46,58 млн декалитров. Водка потеряла 4,2%, коньяк — 9,8%, тихие вина — 12%, а слабоалкогольные напитки рухнули на рекордные 88,9%.
Действительно ли в секторе всё настолько плохо? Как это повлияет на экономику и какие компании могут не только выдержать, но и оказаться в плюсе? Давайте смотреть...
В конце прошлого года производители и дистрибьюторы достаточно быстро начали формировать товарные запасы. А способствовало этому — двойное повышение акцизов (в мае 2024 и январе 2025). Акциз на спирт вырос на 15%, до 740 рублей за литр, что привело к резкому сокращению производства в первом квартале 2025 года и снижению продаж, так как склады уже были заполнены.
Но... Многие не упоминают того, что по статистике ЦБ, во втором квартале они все же начали распродавать по более оптимальным ценам, дабы смягчить спад к концу года.
Кроме того, не забываем про уже "устаревшую" проблему с инфляцией и высокой ключевой ставкой. Импортные вина из недружественных стран подорожали на 40% из-за повышения пошлин до 25%, а это сократило их долю на рынке. Потребители, особенно в регионах с низкой покупательной способностью, переходят на более дешёвые напитки, такие как пиво, или даже на нелегальную продукцию, что усиливает теневой рынок.
Несмотря на общий спад, некоторые сегменты показывают рост:
Теперь о главном — об акциях. Для инвесторов здесь могут появиться очень интересные точки входа. Выделю трёх кандидатов:
В целом, ожидаю к концу 2025 года восстановление рынка особенно в премиальных категориях перед новогодними праздниками. Также не забываем, про перспективы снятия санкций, что также может поспособствовать росту продаж. Маловероятно до конца года, но драйвер долгосрочный.
Совсем недавно наткнулся на обилие новостей со статистикой в различных СМИ о падении продаж алкоголя и бессмысленности инвестирования в компании сектора. Мол, если главный драйвер роста упал, то не следует ждать хорошей перспективы от таких акций... Да, но не совсем так

Действительно ли в секторе всё настолько плохо? Как это повлияет на экономику и какие компании могут не только выдержать, но и оказаться в плюсе? Давайте смотреть...
Падение продаж. Почему это происходит?
В конце прошлого года производители и дистрибьюторы достаточно быстро начали формировать товарные запасы. А способствовало этому — двойное повышение акцизов (в мае 2024 и январе 2025). Акциз на спирт вырос на 15%, до 740 рублей за литр, что привело к резкому сокращению производства в первом квартале 2025 года и снижению продаж, так как склады уже были заполнены.
Кроме того, не забываем про уже "устаревшую" проблему с инфляцией и высокой ключевой ставкой. Импортные вина из недружественных стран подорожали на 40% из-за повышения пошлин до 25%, а это сократило их долю на рынке. Потребители, особенно в регионах с низкой покупательной способностью, переходят на более дешёвые напитки, такие как пиво, или даже на нелегальную продукцию, что усиливает теневой рынок.
Несмотря на общий спад, некоторые сегменты показывают рост:
Ликеро-водочные изделия (ЛВИ): +14,9%, до 6,8 млн декалитров, благодаря интересу к новым продуктам (джин, ром, ликёры) и меньшей крепости
Игристые вина: +18,5%, до 7,2 млн декалитров, за счёт популярности российских брендов (вынужденной из-за сокращения импорта).
Рынок. На кого ставить, чтобы заработать на "алкогольном похмелье"
Теперь о главном — об акциях. Для инвесторов здесь могут появиться очень интересные точки входа. Выделю трёх кандидатов:
НоваБев ($BELU)
- Занимает второе место на рынке ЛВИ с долей 11%, уступая только "Татспиртпрому". Основной акцент — на крепкий алкоголь (водка, виски) и вина, но компания активно развивает ЛВИ и слабоалкогольные напитки.
- Главный плюс — низкий P/E (9), также не забываем про IPO сети "ВинЛаб", которая может стать мощным драйвером роста капитализации. Как по мне, может стать интересной за счёт IPO и низкой оценки
КЛВЗ Кристалл ($KLVZ)
- Активно замещает водку ЛВИ, которые составляют уже 40% отгрузок. Это позволило увеличить операционную прибыль на 50%.
- Главным плюсом является более быстрая адаптация к новым трендам (рост спроса на джин, ром, ликёры), чем у большинства. А вот по минусам особенно выделил бы высокий P/E (29), что говорит о переоценке. По текущим ценам брать бы не стал, а вот при коррекции — очень интересно.
Абрау-Дюрсо ($ABRD)
- Много слов не нужно. Главный бенефициар замещения импортных вин российскими. Продажи игристых вин выросли на 18,5%, что компенсирует спад в тихих винах.
- По плюсам я бы отметил то, что компания выигрывает от роста пошлин на импортное вино и популярности российских брендов. Стабильный рост продаж в премиальном сегменте. Но снова видим переоценку (P/E 14) + проблемы с долгами. На краткосрочный рост я бы не рассчитывал, но в долгосрочной перспективе может хорошо себя показать.

Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация