В связи с принятием Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», действия контролирующих и проверяющих органов при проведении проверок в значительной степени регламентированы, что во многих случаях позволяет избежать необоснованных проверок или совершения заведомо неправомерных действий со стороны проверяющих.
Вместе с тем, следует отметить, что действие указанного Федерального закона не распространяется на большое число контрольно-проверочных мероприятий, проводимых государственными органами и влияющих на ведение бизнеса, в частности:
Многие виды современного бизнеса периодически подвергаются проверкам, поэтому для данных категорий «частопроверяемых» организаций имеет смысл назначить специальное лицо из числа сотрудников для контактов с проверяющими и обеспечить его участие при проведении проверок. Данное назначение позволит систематизировать действия проверяющих, обеспечит оперативный сбор документов со стороны проверяемого лица, а также минимизирует возможность нежелательных контактов проверяющих с сотрудниками вашей организации.
Любая выездная проверка, как правило, начинается с визита проверяющих в офис организации и предъявления документов, обосновывающих проведение той или иной проверки. Таким образом, целесообразно при визите проверяющих внимательно проверять их полномочия, основания проведения проверки, служебные удостоверения участвующих в проверке лиц с фиксацией их данных, а также требовать предоставления копии документа-основания проверки.
Представляется также важным исключить свободное перемещение проверяющих по территории организации, во избежание фальсификации результатов проверки. Для достижения этой цели, по-возможности, следует постоянно сопровождать проверяющих лиц по территории вашей организации либо предложить им отдельный кабинет или переговорную комнату и организовать туда доставку документов и необходимых материалов.
По результатам проверки следует получить копию акта о проведении проверки либо иной документ, оформляющий завершение проверочных мероприятий. При этом не стоит расписываться в получении акта до момента его фактического получения, а в случае несогласия с данными, изложенными в акте, указать свои замечания непосредственно в данном акте.
Оспаривание результатов проверочных мероприятий осуществляется путем подачи возражений на акт проведения проверки, а также обжалования действий и решений органов власти, принятых по результатам проверки (в административном и/или судебном порядке). При этом, подача жалоб на действия (бездействия) должностных лиц может осуществляться как в процессе проведения проверки, так и по ее завершении.
Итак, при проведении проверок в отношении вашего предприятия, предлагаем придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Назначить лицо, ответственное за взаимодействие с контролирующими органами при проведении проверок;
2. Проверить полномочия, служебные удостоверения лиц, проводящих проверку, а также основания проверки + получить копию основания проверки и переписать данные всех проверяющих.
Важно! В распоряжении о проведении проверки должны быть указаны ФИО проверяющих, цели, задачи, предмет и срок проведения проверки, дата начала и окончания проверки + перечислены мероприятия по контролю, а также документы, которые должны быть предоставлены. Проверяющие НЕ ВПРАВЕ выходить за пределы полномочий, указанных в распоряжении на проведение проверки.
Важно! При наличии сомнений в полномочиях, сразу позвонить в контролирующий орган либо вызвать полицию.
3. Обязательно сопровождать проверяющих при проверке и исключить их свободное хождение по вашей территории.
4. Получить копию документа, оформляющего окончание проверочных мероприятий.
5. Обжаловать результаты проверочных мероприятий в случае несогласия с ними, а также незаконные действия (бездействия) должностных лиц.
Вместе с тем, следует отметить, что действие указанного Федерального закона не распространяется на большое число контрольно-проверочных мероприятий, проводимых государственными органами и влияющих на ведение бизнеса, в частности:
- контроль за соблюдением законодательства о легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
- финансово-бюджетный контроль и надзор;
- налоговый контроль;
- оперативно-розыскные мероприятия;
- валютный контроль;
- расследование причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений;
- расследование несчастных случаев на производстве;
- прокурорский надзор;
- и т.д.
Многие виды современного бизнеса периодически подвергаются проверкам, поэтому для данных категорий «частопроверяемых» организаций имеет смысл назначить специальное лицо из числа сотрудников для контактов с проверяющими и обеспечить его участие при проведении проверок. Данное назначение позволит систематизировать действия проверяющих, обеспечит оперативный сбор документов со стороны проверяемого лица, а также минимизирует возможность нежелательных контактов проверяющих с сотрудниками вашей организации.
Любая выездная проверка, как правило, начинается с визита проверяющих в офис организации и предъявления документов, обосновывающих проведение той или иной проверки. Таким образом, целесообразно при визите проверяющих внимательно проверять их полномочия, основания проведения проверки, служебные удостоверения участвующих в проверке лиц с фиксацией их данных, а также требовать предоставления копии документа-основания проверки.
Представляется также важным исключить свободное перемещение проверяющих по территории организации, во избежание фальсификации результатов проверки. Для достижения этой цели, по-возможности, следует постоянно сопровождать проверяющих лиц по территории вашей организации либо предложить им отдельный кабинет или переговорную комнату и организовать туда доставку документов и необходимых материалов.
По результатам проверки следует получить копию акта о проведении проверки либо иной документ, оформляющий завершение проверочных мероприятий. При этом не стоит расписываться в получении акта до момента его фактического получения, а в случае несогласия с данными, изложенными в акте, указать свои замечания непосредственно в данном акте.
Оспаривание результатов проверочных мероприятий осуществляется путем подачи возражений на акт проведения проверки, а также обжалования действий и решений органов власти, принятых по результатам проверки (в административном и/или судебном порядке). При этом, подача жалоб на действия (бездействия) должностных лиц может осуществляться как в процессе проведения проверки, так и по ее завершении.
Итак, при проведении проверок в отношении вашего предприятия, предлагаем придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Назначить лицо, ответственное за взаимодействие с контролирующими органами при проведении проверок;
2. Проверить полномочия, служебные удостоверения лиц, проводящих проверку, а также основания проверки + получить копию основания проверки и переписать данные всех проверяющих.
Важно! В распоряжении о проведении проверки должны быть указаны ФИО проверяющих, цели, задачи, предмет и срок проведения проверки, дата начала и окончания проверки + перечислены мероприятия по контролю, а также документы, которые должны быть предоставлены. Проверяющие НЕ ВПРАВЕ выходить за пределы полномочий, указанных в распоряжении на проведение проверки.
Важно! При наличии сомнений в полномочиях, сразу позвонить в контролирующий орган либо вызвать полицию.
3. Обязательно сопровождать проверяющих при проверке и исключить их свободное хождение по вашей территории.
4. Получить копию документа, оформляющего окончание проверочных мероприятий.
5. Обжаловать результаты проверочных мероприятий в случае несогласия с ними, а также незаконные действия (бездействия) должностных лиц.