Там на Тихом океане
Тонет баржа с лабухами
Чуваки не унывают
Рок на палубе долбают
Зиганшин - рок, Зиганшин - буги
Зиганшин сорок дней на вьюге,
Зиганшин - буги, Зиганшин - рок,
Зиганшин съел второй сапог
Это отрывок из песни, где Зиганшин реальный участник той самой истории, что я и хочу вам рассказать. И да, ему как-то пришлось в один из тяжёлых дней съесть сапоги.
Произошло это в январе 1960-го года. Возле острова Итуруп (один из островов на Курилах).
17 января 1960 года баржу сорвало со швартовки и унесло в открытый океан. Баржу унесло на целых 1700 км.
Солдаты были спасены 7 марта 1960 года: их заметил американский авианосец «Кирсардж».
История этого невероятного происшествия в советском времени была у многих на слуху. Участники того дрейфа после спасения выступали со своим рассказом о выживании в школах, университетах, заводах.
А вот и их имена: Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов.
Сегодня же если вы спросите у кого-то из молодых: «слышал ли ты про Зиганшина и баржу, что дрейфовала 49 дней в открытом океане?». Скорее всего, услышите удивлённое нет.
49 дней пробыть в Тихом океане, не особо надеясь на помощь, имея запас продовольствия лишь на 3 дня. Да, это настоящая история про выживание и борьбу со стихией.
Карта дрейфа баржи "Т-36"Баржа "Т-36"
На барже "Т-36" находилось 4 человека: военнослужащие СССР, все молодые солдаты-срочники. Фактически они жили на барже: на ней были оборудованы спальные места, была печка, небольшая кухня.
Баржи на острове Итуруп в основном использовались для хозяйственных нужд: например, помочь разгрузить или загрузить корабли.
Таких самоходных барж было несколько на острове, в том числе и «Т-36».
Надо сказать, что этого происшествия могло бы и не произойти: так как начиная с декабря в тех краях часты сильные штормы. Поэтому баржи на острове Итуруп в середине декабря были вытащены на берег: чтобы и сезон штормов переждать, и починится, если нужно.
Но позже 2 баржи (в том числе и Т-36) вернули в залив: нужно было срочно помогать разгружать корабль, который пришёл с опозданием (холодильник с мясом).
А. Крючковский, А. Зиганшин и Ф. Поплавский. Уже после спасения поступили в мореходное училище. Источник фото: rg.ru
Что произошло 17 января 1960-го года?
Баржи стояли в 200 метрах от берега, Т-36 пришвартовали к бочке, а к Т-36 — другую баржу (всё происходило в заливе Касатка).
Баржи были в связке, когда ночью начался сильный шторм. А потом лопнул трос, который соединял баржи с бочкой.
Действовали так:
Сначала разъединили баржи, чтобы не ударяться друг о друга;
Далее Т-36 запустили двигатели и отошли от берега, чтобы не разбиться о скалы на берегу;
Была попытка бросить якорь;
Но: плохая видимость, очень сильный ветер, снег и дождь мешали бросить якорь.
Поэтому просто выключили двигатели.
Более 10-ти часов они, то приближались к берегу (с выключенными двигателями), то отдалялись (включая их снова).
А потом случилось так, что над островом прошёл циклон: ветер сменил направление, и баржи стало сносить в открытый океан.
Ребята с баржи «Т-36» решили, что здесь только один выход: выброситься на берег. Лучше так, чем неизвестность в океане.
Но, если второй барже повезло и они смогли выброситься на берег, то у «Т-36» всё было печальнее: сначала они наткнулись на скалу и образовалась пробоина в барже, потом закончилось топливо и их стало относить от берега.
Радиостанция перестала работать: попала вода и разрядились батареи питания. Хорошо, что смогли заделать пробоину из подручных средств.
Был отправлен корабль, чтобы найти баржу (или её следы), солдаты обследовали берега острова, а как только погода улучшилась — в разведку полетел самолёт.
Именно солдаты и нашли какие-то обломки, принадлежавшие ранее барже: ящик из-под угля с номером: Т-36 и один спасательный круг.
Версия была такова: что баржа затонула, а экипаж пропал без вести.
49 дней борьбы за жизнь:
На том спасательная операция была закончена.
Но борьба людей за свою жизнь только началась. Потому что баржа не затонула, а все члены экипажа были целы.
Кстати, район, где предположительно дрейфовала их баржа с середины января до середины февраля закрывался для авиации и кораблей. Причина: испытание Советским Союзом межконтинентальных баллистических ракет.
Экипаж баржи об этом узнал из газеты (там была и карта района, который закрывался) «Красная Звезда», обрывок был найден в рубке. Соответственно, они уже тогда думали, что возможно до февраля их никто искать и не будет.
Поэтому с самого первого дня был введён режим жёсткой экономии пресной воды и продуктов.
Запас продуктов, что был на барже:
- почти 2 ведра картошки, 1 буханка хлеба, 1,5 кг смальца, 1,5 банки тушёнки из свинины, почти 1 кг пшена с горохом, пачка чая, пачка кофе, примерно 50 спичек.
- вода: остаток, который был в чайнике; ещё был запас пресной воды (больше 120 литров), которой охлаждали двигатели. Как описывает Зиганшин: «рыжая, и с металлическим привкусом».
Топливо для печки использовали самое разное: всякую ветошь, автомобильные покрышки, доски от ящиков итд.
Кроме экономии продуктов экипажу приходилось постоянно откачивать воду из баржи, скалывать лёд.Несмотря на решение об экономии продуктов, Зиганшин убедил товарищей, что нельзя резко переходить на скудный рацион, так как можно сразу ослабнуть. Поначалу в день на каждого приходилось три картофелины, две ложки крупы и две ложки свиной тушёнки, но вскоре рацион сократился до одной картофелины и одной ложки крупы на человека. 27 января экипаж отметил день рождения Крючковского удвоенной нормой — по две картофелины и по две ложки крупы на человека. В качестве подарка было решено преподнести имениннику ещё одну порцию воды, но уговорить его принять такой подарок не удалось, и вода была поделена на всех четверых.
Выдержать то тяжёлое время им помогли книги, которые нашлись в рубке и гармошка, на которой играл Поплавский.
Запасы еды, которые сами по себе были очень маленькими, они смогли растянуть на 37 дней.
А дальше пришлось питаться тем, что удавалось найти и употребить в пищу или что было похоже на пищу.
Все эти дни Асхат Зиганшин писал записи в бортовой журнал.Мы кожаный ремень порезали в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что ещё у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жёсткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели.
Самая последняя неделя перед спасением была и самой тяжёлой: члены экипажа сильно ослабли, находились в полубреде, мёрзли.
Температура воздуха не поднималась выше 7 градусов.
На авианосце "Кирсардж". Источник фото: rg.ru
Спасение:
К счастью, 7 марта 1960 года их обнаружил самолёт авианосца «Кирсардж», он выполнял патрулирование территории.
Позже врач, который осматривал солдат, сделал вывод, что каждый из них потерял в весе примерно 15-20 кг.
Кстати, они и у американцев отличились: не набросились на еду, вели себя достойно.
А ребята с баржи стали знаменитостями, хотя по началу были у них страхи, что могут счесть врагами родины или дезертирами. Всё-таки спасли их американцы…А тогда была «холодная война».
Но всё обошлось.
Что дальше?
У американцев четвёрка простых советских ребят стала знаменитой: пресс-конференции, интервью, почётные граждане Сан-Франциско.
Предлагали остатьтся в штатах, но подкупить не смогли.
А на Родине каждый был награждён орденом Красной Звезды.
И...понеслись встречи, выступления. Почти каждый пионер, школьник и советский человек в те времена слышали имена четвёрки, что так отважно боролись за свою жизнь.
Про эту историю сняли художественный фильм «49 дней» режиссёр Генрих Габай, а также В. Высоцкий написал песню: "Сорок девять дней".
После спасения, слева направо: А. Зиганшин, Ф. Поплавский, И. Федотов, А. Крючковский. Источник фото: rg.ru