30 лет художественному фильму «Ширли-Мырли»

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
56.690
Репутация
64.070
Реакции
282.001
RUB
0




Не все сразу смогли понять этот фильм. Также как и не все на обломках родины поняли, что происходит и как теперь вообще жить. Никто не мог дать ответ на этот вопрос твёрдо и чётко.








Этот фильм не похож на оскароносный «Москва слезам не верит» или на всенародно любимую драмеди «Любовь и голуби». Но в «Ширли-Мырли» есть что-то своё, что-то, что делает его особенным.






" - За отличное выполнение задания президент повысил вас всех на одно звание… А Вас сразу на шесть!"



Спустя десятилетия стало ясно, что Владимир Меньшов создал поистине уникальное и по-своему выдающееся произведение.



Со временем «Ширли-Мырли» улучшался, как хорошее вино. А сегодня можно сказать, что этот фильм стал и вовсе леген дарным.






— Не забывает, как только отсидит - сразу же к маме. — Хорошего сына воспитала, дай Бог каждому.



В один из солнечных дней начала 90-х на студию к Меньшову пришли авторы Виталий Москаленко и Андрей Самсонов. Они предложили создать сценарий, ведь теперь приходилось самим искать работу. Режиссёр предложил написать лёгкую комедию с простым сюжетом, например, о том, как в роддоме перепутали новорождённых детей. А почему бы не сделать их тройней? Четвернёй? Сколько вообще близнецов может родить женщина?






" - Ой, мама… капусточка, конечно, дело хорошее, но в доме нужно держать и мясные закуски!"



Возник вопрос: раз сценарий уже готов, то почему бы его не поставить? Может быть, комедия-фарс о гигантском алмазе, который спасёт Россию? Это то, что нужно современному зрителю, пытающемуся выжить в новой реальности! Он подумал и отправился к директору «Мосфильма» Владимиру Досталю, чтобы получить финансирование. Тот выделил огромную по тем временам сумму — миллион долларов!






— Этого надо кончать... — Кончать будете только через мой труп!



Меньшов получил полную свободу. Он мог приглашать любых актёров, открыто обсуждать любые проблемы и даже использовать нецензурную лексику в кадре — главное привлечь зрителей в кинотеатр.






— Ты что себе позволяешь! — А в чём дело? Я танцую с серьёзными намерениями.



Режиссёр сразу понимал, какие актёры могли бы подойти для его фильма. Он осознавал, что нужны известные артисты. В советское время собрать такой состав было практически не реально.



Однако в 90-е годы большинство актёров были на голодном пайке. В свободной демократической России людям стало, почему то, совсем не до театров. Поэтому не пришлось уговаривать Инну Чурикову, Леонида Куравлёва, Армена Джигарханяна, Нонну Мордюкову и других советских звёзд снятся в этом фильме.






— Опять с обыском? Ну надо понятого позвать... — Не надо понятого. Мы просто посидеть пришли. В засаде.



Трудность заключалась в том, что главному герою предстояло воплотить на экране сразу четырёх персонажей, хотя они и были братьями, но выросли в разных культурных условиях. Меньшов долго и упорно искал подходящего актёра, но не мог найти. Среди молодых артистов не нашлось никого, кто обладал бы таким же талантом, как советские актёры.






" — Да-а, такого случая в истории криминальной России ещё не было…"



Однажды Меньшов, просматривая газетные страницы, наткнулся на упоминание о Гаркалине, талантливом комедийном артисте. Меньшов помнил его лицо, но о его способности смешить людей слышал впервые.



Меньшов пригласил Гаркалина на пробы, но они не оправдали его ожиданий.



Однако время шло, а подходящего актёра всё не находилось. Меньшов решил ещё раз взглянуть на пробы и обнаружил, что всё не так плохо.






- Ой! Как сейчас помню: Варя помирает, Иван Израилевич в соседней комнате, роялем придавленный, а вы кричите, сиську просите!






Тётя мама, скажи ты мне, как на духу, как русский человек русскому человеку... Фактически я что, Изя Шниперсон?



Он посетил театральное представление и убедился в том, что Гаркалин действительно обладает выдающимся талантом. Меньшов всё же утвердил Гаркалина на роль.






" — Прости меня, Изенька, дуру грешную! — Простить, мама, значит — понять. А понять, что я Шниперсон, я не в состоянии. "



Процесс создания фильма протекал в атмосфере лёгкости и непринуждённости. Меньшов всецело полагался на своих актёров, предоставляя им полную свободу импровизации. Он считал, что настоящий талант проявляется именно в спонтанных решениях и живых эмоциях. Актёры, чувствуя доверие режиссёра, раскрывались с неожиданных сторон, привнося в каждую сцену уникальную энергетику.






— Ментов надо кончать! — У вас какая-то мания появилась с возрастом - кончать! Консенсус надо искать, консенсус! — Правильно! Найти консенсус и ногами его, ногами!






" - Заключённый! Из трамвая! Я кому сказал: на выход, с вещами!"






" — Прости меня, Васенька, дуру грешную!.. — Мама, мама! Вы повторяетесь! — Ага. Как сейчас помню: вы трое лежите, кричите, сиську просите..."



Меньшов тщательно подбирал актёров, видя в них не просто исполнителей, а полноценных партнёров. На площадке царила дружеская атмосфера, где каждый чувствовал себя частью единой команды. Актёры могли свободно обсуждать свои идеи, делиться сомнениями, что способствовало созданию искренних и глубоких образов.






" - Разрешите доложить: особо опасный рецидивист Кроликов, вступив в преступную связь с послом и президентом США… Кто генерал? Я генерал? Я Пискунов... Третья мировая? Из-за меня? Уже идёт?! Ах, идиот... "






— Президент только что присвоил мне звание полковника. — Как? — А вот так. Говорит, генерал Пискунов, с этой минуты можете считать себя полковником.



Вера Алентова, супруга режиссёра, также исполняла несколько ролей. Одним из её любимых образов стала американка Кэрол Абзац, которая вступает в брак со Шниперсоном. Ходят слухи, что актриса лично посещала свадебные салоны, где тщательно подбирала и примеряла белое платье, предназначенное для съёмок.






— У вас это называется «кое-что»? По-моему, вы слишком много кушать. — В каком смысле? — В смысле, зажралъсь!



Гаркалину выпала наиболее сложная задача. Его герои-братья часто появлялись на одном кадре, а зелёного фона в то время ещё не существовало. Актёр просто играл свои партии в разных частях декораций, а затем кадры склеивались при монтаже.






— Ты что, моего Христа в евреи записываешь?! — А ты как думал, если папа — еврей, мама — еврейка, то ребеночек — русский? — Папа у него голубь!



Премьера фильма «Ширли-мырли» состоялась в 1995 году. Режиссёр Меньшов ожидал, что кинотеатры будут переполнены зрителями, но его ожидания не оправдались. Народ уже и в кино перестал ходить.






— Всем оставаться на местах! Это ограбление! — Ты что, охренел, какое ограбление? — Пардон... это погром!



Однако наиболее огорчительной для режиссёра стала реакция критиков. Фильм был охарактеризован как образец безвкусицы и обвинён в пошлости, звенящей пошлости.






— Приказываю всей банде построиться в колонну по четыре. Шаг влево, шаг вправо - считается побегом. Прыжок на месте расцениваю как попытку улететь. Стреляю без предупреждения!



Признание пришло к фильму позднее, когда появилась возможность спокойно пересмотреть его и оценить заново. Тогда стало очевидно, что более яркого и точного портрета того странного времени не существует.






— Алмаз! Поздравляю товарищ ма... ршал! — Служу... этому... как его...



Даже актёры, с некоторым скепсисом относившиеся к своим персонажам в фильме, впоследствии осознали свою неправоту. Гаркалин вспоминал, как в начале нулевых ему позвонила Чурикова. Она сообщила, что пересмотрела фильм и он ей неожиданно понравился. Более того, она похвалила себя, заявив, что с каждым годом всё лучше играет тётю-маму Прасковью Алексеевну. И тут нельзя не согласится. Советские актёры с каждым годом играют лучше.






- Мама! Сколько всего было младенцев? И куда вы нас рассовали?



Что касается шуток, то они, хоть и не всегда отличаются изысканностью, но всё же вызывают добрую улыбку. А это для постсоветского кино уже не мало.






"- Нахрена мне эти Канары… Я бельё замочила!"







 
Признаться не понял тогда юмора))в о время снимали шо лучше не смотреть))) а сейчас и неохота пересматривать))
 
Назад
Сверху Снизу